Судя по всему, население России продолжит беднеть и в следующем году. Об этом свидетельствуют цифры, заложенные в проект федерального бюджета. В нем предусмотрены повышение налогов и взносов с заработной платы и мероприятия по последовательному обелению рынка труда. Из всех видов доходов наибольший рост предполагается у НДФЛ.
Эксперты канала «Незыгарь» указывают на то, что общая сумма среднегодовых доходов федерального бюджета в 2023–2025 гг. к доходам 2022 г. составляет 97,1%, отношение суммы среднегодового планируемого к поступлению в 2023–2025 гг. НДФЛ к значению 2022 г. составляет 166,4%. Доля НДФЛ в доходах федерального бюджета мала — 0,5% в 2022 г. и 1% в 2025 г., но столь значительный прирост очевидным образом затронет всех россиян.
При этом разработчики указывают, что основным фактором роста поступлений НДФЛ станет рост доходов тех категорий населения, которые подпадают под налоговую ставку 15%, а также введение отложенного налога на проценты по банковским вкладам.
Но, по имеющейся у аналитиков канала информации, может быть реализован вариант прогрессивной шкалы НДФЛ, который будет задекларирован как шаг к «более справедливому» налогообложению. Однако два фактора обеспечат как рост поступлений, так и усиление расслоения — фактическое отсутствие необлагаемых минимальных доходов и усиление инфляции, в результате которого повышение налога будет происходить вследствие увеличения номинальных, а не реальных доходов населения.
Рост налогов, разумеется, не является самоцелью, задача состоит в повышении объемов поступлений в бюджет. К платежам, привязанным к заработной плате и иным выплатам в пользу работников, исторически существует осторожное отношение, связанное, в частности, с опытом 90-х годов, когда широко распространенным и достаточно нормальным явлением являлось установление некоего «официального минимума» и не учитываемых, а значит — не облагаемых, доплат. Фактически, в течение последних двадцати лет последовательно проводилась политика «обеления» заработных плат, которая принесла свои плоды. Распространение специальных налоговых режимов и пониженных ставок отчислений уменьшали затраты бизнеса; последовательная и высокоэффективная борьба с обналичкой сделали стоимость неучтенных денег сравнительно высокой; агитационная работа, возможность получения налоговых вычетов и стабильность экономики меняли отношение населения к «конвертам».
При этом, по общему экспертному мнению, несмотря на различные оценки, сокращался объем теневой экономики и, в том числе, доходов, с которых не уплачивались налоги. Теперь эти достижения прошлого позволят повысить собираемость налогов через простое поднятие ставок. Существует консенсус, что потенциальный «уход в тень» может быть купирован за счет высокого уровня информатизации ФНС. Последовательные шаги, связанные со сбором, накоплением и систематизацией информации осуществляются не первый год.
«Недавно замглавы ФНС поднимала вопрос о „теневых доходах“ и необходимости „определить, сегментировать, понять, за счет чего живут“ граждане, которые „не заняты в легальных трудовых отношениях“. Как рост налоговых ставок, так и заявленные „какие-то активные мероприятия“ по борьбе с серой занятостью привязаны к возможностям ФНС осуществлять контроль за доходами, которые, по плану, достигнут необходимого уровня в следующем году», предупреждают эксперты канала.
Со своей стороны, экономист Никита Кричевский отмечает, что население продолжит беднеть, поскольку работодатели не торопятся индексировать зарплаты, несмотря на чудовищную инфляцию:
«До властей и т. н. „экспертного сообщества“ начинает доходить, что истинная причина кадрового голода не в перманентной демографической яме, не в СВО и не в архаичной системе образования, а в низких зарплатах. И в высоких прибылях, присваиваемых собственниками.
То, о чем я говорил все последние месяцы.
В прошлом году доля ФОТ в ВВП впервые стала ниже доли прибыли владельцев предприятий. О прибылях пока не заикаемся, хотя здесь наиболее очевидный шаг — повышение налога на прибыль и перераспределение национального дохода (V+M) в пользу населения.
Рассмотрим зарплаты. В 2022 г. 85% компаний индексировали зарплаты персоналу. Однако средний процент индексации составил всего 8% при официальной инфляции в 11,94% и фактической — в 25% (куры и яйца как раз подорожали на четверть, спросите у Путина).
В 2023 г. пересмотр планируют провести 83% компаний, в среднем — на 10%, то есть, в реальных единицах народ будет жить хуже. Формально лицемеры-собственники будут говорить об индексации зарплат выше инфляции, а по факту отток кадров продолжится.
Минэкономики считает, что прирост инфляции по итогам года составит 7,5%. Пусть Решетников и дальше живет в своем вранье (Росстат подчинен Минэку)».