Премьер-министр Армении Никол Пашинян не поехал на форум ЕАЭС и СНГ в Киргизию, сообщили РИА Новости. И это не удивительно, поскольку он взял курс на отход от прежних отношений с бывшими партнерам. Вместо этого, армянский лидер наговорил много неприятных для России вещей наговорил в своем интервью влиятельному американскому изданию The Wall Street Journa. Главная из них — явное нежелание того, чтобы российская военная база продолжала свою работу в этой стране. В ее присутствии в Армении нет никаких преимуществ, заявил армянский лидер.
Он подчеркнул, что Москва не смогла выполнить свои союзнические обязательства, как показал конфликт в Нагорном Карабахе: «Эти события, по сути, привели нас к решению, что нам необходимо диверсифицировать наши отношения в сфере безопасности, и сейчас мы пытаемся это сделать».
Однако вывода российской военной базы из Армении, по словам Пашиняна, пока не обсуждается: «С Россией и ОДКБ обсуждаются в рабочем порядке другие вопросы, Ереван хочет понять, что стало причиной создавшейся ситуации». Попутно, он предупредил, что Армения ищет теперь новых партнеров.
На вопрос о том, почему Армения до сих пор не вышла из ОДКБ: армянский премьер сказал, что в этой области необходимо проводить последовательную работу до того, как созреет момент, когда нужно прийти к заключению
По поводу исторических отношениях между Россией и Арменией, Пашинян отметил, что существует гораздо более длительная история отношений Армении с ее тюркскими соседями — Турцией и Азербайджаном: «Именно здесь лежат все вопросы, и именно здесь лежат ответы на все вопросы В первую очередь мы должны работать над улучшением наших региональных отношений».
Отвечая на вопрос о том, не опасается ли он, что Москва попытается сместить его, Пашинян ответил. «Такой подход нарушает многие правила, начиная с невмешательства во внутренние дела друг друга и заканчивая дипломатической корректностью».
Кроме того, он признался, что оптимистично оценивает перспективы скорого мирного урегулирования с Азербайджаном, а будущее всего региона должно быть связано с открытием давно закрытых границ и торговых путей, включая сухопутное сообщение между Азербайджаном и Турцией через Армению при условии соблюдения армянского суверенитета.
По сути же все эти заявления означают, что Армения тверда намерена выйти из орбиты российского влияния. Вопрос только в том, получится ли это у нее, поскольку такой маленькой стране необходима постоянная мощная поддержка.
Журналист Кирилл Шулика сомневается в том, что Армения сможет быстро ее найти:
«С Арменией у России нет общей границы, поэтому что-то там вряд ли случится в плане прямых столкновений. Но понятно, что Кремль будет бороться за военные базы в Закавказье. И понятно, что поддержку союзническую, так сказать, получить оппозиция в лице Кочаряна и Саргсяна (бывших лидеров Армении, прим.ред). Сложно сказать сможет ли Россия влиять теперь на армян Карабаха.
Есть и еще один инструмент давления в виде Турции и Азербайджана, тоже ведь союзники России. Однако Пашинян им выгоден, потому что вынужден будет сделать все, что попросят. Потеряв поддержку России и не получив ее на Западе, он банально слаб. Грех этим не пользоваться в геополитике. Хороших же ходов у него не осталось».
Журналист Алексей Наумов тоже сомневается в том, что Пашиняну удастся уйти из-под российского влияния:
«Избавившись от неподъемной карабахской проблемы (которая из-за той самой реальности) не могла разрешиться каким-либо иным образом, армянское общество имеет все шансы открыть новую страницу в истории страны. Отказаться от нереализуемых реваншистских планов, наладить экономические связи с Турцией и Азербайджаном, интегрироваться в региональные экономические и инфраструктурные проекты и обеспечить себе то экономическое процветание, которое единственно способно победить мечту о мести. Это тот самый холодильник, который победит телевизор.
Россия в этом будущем занимает важную роль: роль основного экономического партнера, крупнейшей и влиятельнейшей страны региона, страны с совместными широкими историческими, культурными и семейными связями.
Попытка «развернуться лицом к Западу и к НАТО» выглядит бесперспективной: Армения не граничит с тем самым Западом, а попытка интегрировать западные структуры в регион встретит противодействие всех соседних стран — и России, и Азербайджана, и Турции. Против будет и Тегеран, один из основных сторонников Еревана в региональном взаимодействии.
Так что похолодание ожидаемо, объяснимо и понятно. Равно как и последующее потепление, продиктованное логикой и выгодой. Реальность — как было показано вопросом Карабаха — неизменно побеждает созданные травмами мифы».
Кремль отреагировал на слова армянского премьера Пашиняна о ненужности российской базы в Армении нейтрально. Пресс-секретарь Путина Песков сообщил, что пока не знает о заявлении Пашиняна на эту тему.