Переобувка автомобиля на зиму. Цены и качество шин в России сегодня

25 октября 2023, 20:46
Пора менять летнюю резину автомобилей на зимнюю. Но выбор шин невелик. Ведущие бренды ушли из России, а новые не проверены. Каким производителям можно доверять и почем теперь переобувка? Разбираемся с вице-президентом Национального автомобильного союза Антоном Шапариным.

ФСО и Гараж особого назначения (ГОН) приступили к сезонной смене шин. Это верный признак того, что и остальным людям пора готовиться к зиме: подвергать риску жизнь и здоровье первых лиц государства никто не будет. Но что из незнакомых брендов выбрать?

В России остался только один мировой производитель шин

Раньше всё было просто. Если хочешь обеспечить максимальную безопасность — бери зимние шины ведущих мировых производителей — Nokian, Continental, Michelin, Goodyear. Но Финская Nokian продала свой завод в России «Татнефти» и ушла из России, немецкий Continental продал завод холдингу S8 Capital, в состав которого входят операторы «Спортолото», «Русское лото» и других лотерей. У Michelin купил завод дистрибьютор «Пауэр Интернэшнл-шины». Новые владельцы получили только заводы без ключевых торговых марок, поэтому про привычные бренды можно забыть. Bridgestone остановил производство и еще в прошлом году объявил о желании продать завод. Летом 2023 года появились новости о подборе кандидатов на покупку, но сделка до сих пор не была заключена. А Yokohama просто остановила завод в Калуге, сославшись на проблемы с логистикой.

Неизменными остались только отечественные марки и итальянская Pirelli, которая вопреки всему не закрыла завод и не ушла с российского рынка. Корейские компании Kumho и Hankook молчат: своих заводов в России не имели, дверью не хлопали, но и как-то развиваться на нашем рынке не спешат. Можно найти ещё Gislaved отечественного производства, но они уже никакого отношения к знаменитому немецкому концерну Continental не имеют.

Какие шины теперь продают в России

Новые владельцы завода Nokian получили от финской компании завод вместе со всей оснасткой, поэтому могут продолжать выпускать внешне привычные шины. Только теперь они называются Icon. «Премиальная» линейка финских шин Hakkapeliitta теперь переименована в Autograph, а более дешёвая линейка Nordman — в Character.

S8 Capital Армена Саркисяна, который купил завод Continental и принадлежащий ему бренд Gislaved, не новичок в шинной индустрии. Ему также принадлежит отечественный Cordaint с заводами в Омске и Ярославле. Так что выпуск покрышек под названием Gislaved Nord Frost 200 продолжится.

Однако Антон Шапарин отмечает, что наличие завода и привычный рисунок протектора — вовсе не гарантия высокого качества и хороших сцепных свойств.

— Не известно в настоящий момент, что они вообще могут сделать, потому что неизвестно, какие технологии у них сохранились, какие компоненты, какую резиновую смесь они делают. Про зимние шины вообще ничего совершенно не понятно. Надо тестировать, смотреть. Одно ясно точно, что они не производят больше низкопрофильную резину, не производят редкие размеры, разноширокие комплекты и т. д., потому что рынок на них узкий. Раньше производили шины и большую часть отправляли на экспорт, а часть получали мы здесь. А сейчас нет.

Отечественные компании такие, как Cordiant и Нижнекамский завод, представленный брендами Kama и Viatti, тоже ориентируются на самый массовый сегмент относительно небольших колёс. Поэтому владельцам премиальных иномарок, кроссоверов и внедорожников придётся или раскошелиться на редкие завезённые серым импортёрами окольными путями шины ведущих производителей, или брать китайскую продукцию.

От разнообразия азиатских марок разбегаются глаза. Это и тайваньские Maxxis, которые уже успели зарекомендовать себя в США и в узкой нише экстремальных внедорожных шин, и ставшие популярными у российских любителей низкого профиля подешевле Triangle, и Hifly, которые имеют возможность прописаться в подмосковном Давыдово (купивший завод Michelin ООО «Пауэр Интернэшнл-шины» является дистрибьютором этих китайских шин), и масса других китайских марок — Sailun, Roadmarch, Nankang, Linglong, Joyroad, Kaspen, Aplus, Powertra, Vittos, Landsail, Centara, Leao.

Электронику Китай научился делать хорошо. А зимние шины? Антон Шапарин сомневается.

— Их стоит опасаться. Зимние не могут обеспечить безопасности. Они не отвечают критериям качества, которые есть у ведущих европейских производителей. И отечественные шины я не могу назвать достаточно эффективными в сравнении с лучшими образцами западных шин, к сожалению.

Китаю просто не нужны эффективные на снегу и льду шины в силу географических особенностей. Жители сконцентрированы в основном на юго-востоке Китая, вблизи побережья. И даже в Чунцине (крупный город в географическом центре КНР) средняя температура в январе — 12,1 градусов.

Цены на зимние шины

Передвижение на машине становится опаснее, но платить за это приходится больше. Замена европейских и японских производителей китайскими не привело к снижению цен. руководитель управления подакцизных товарных групп ЦРПТ (оператор системы маркировки «Честный знак») Кирилл Волков отмечает, что средневзвешенная цена одной зимней шипованной шины выросла за год на 14,2% — до 6653 рубля, а нешипованной — на 9,4% — до 6181 рубля.

Но это средняя температура по больнице. «НИ» провели собственный мониторинг рыночных цен на шины одной из самых популярных размерностей 185/65/R15 (подходят к Lada Vesta, Hyundai Solaris и другим) и выяснили средние цены на шины отечественных, китайских и привычных мировых брендов.

Мы изучили ассортимент ведущих шинных онлайн-магазинов: в наш мониторинг вошли 14 моделей отечественных шин, 14 моделей привычных мировых брендов и 31 модель китайских шин.

Китайские зимние шины самые дешёвые — в среднем 4638,7 рублей, отечественные шины, включая шины Icon под старым брендом Nordman, дороже — в среднем 5011,4 рубля. Шины ведущих мировых брендов ещё дороже — 6133,6 рублей.

Какие шины лучше: китайские или российские?

К шинам вроде Continental, Pirelli, Hankook вопросов нет — в профильных изданиях можно найти подробные испытания с замерами сцепных свойств. Только их можно найти далеко не в каждом магазине. Но как выбрать из обилия китайских покрышек, которые к тому же по цене близки к отечественным? Может быть, стоит придерживаться принципа «дороже — значит лучше»? Антон Шапарин так не считает.

— Шины Матадор, которые я мог бы поставить только на Волгу, стоят, как раньше стоили Continental. К сожалению, цена не решает. Доступность качественных западных покрышек, по большому счету, закончилась, раскупили последние комплекты. Сейчас сформировалось другое правило — плохое задорого. Выбор зимних покрышек был крайне ограничен еще летом. Уже тогда было понятно, что забирают последнее. А сейчас, в высокий сезон, соответственно, купить комплект Michelin, Continental и подобных просто нельзя.

Как покажут себя «русифицированные» финские шины — ещё только предстоит выяснить. Китайские шины и вовсе рулетка (на скользкой дороге может быть даже русская рулетка), поскольку провести сравнительные тесты десятков различных моделей — почти непосильная задача. Тем более, что доступ на скандинавские зимние полигоны закрыт. Если хотите получить предсказуемо хороший результат, остаётся только выискивать остатки шин от известных производителей и откладывать деньги: даже без учёта шиномонтажа такая «переобувка» бюджетного автомобиля выйдет порядка 25 тыс. рублей.

#Шины #Китайские автомобили #Аналитика #Автомобиль #Зимняя резина #Переобувка #Автомобильные шины #Антон шапарин #Россия #Автомобилисты #Авто #Автомобили
Подпишитесь