Posted 23 октября 2023,, 09:58

Published 23 октября 2023,, 09:58

Modified 23 октября 2023,, 16:51

Updated 23 октября 2023,, 16:51

Верховный суд: за ДТП по вине пешехода отвечает и водитель автомобиля

Верховный суд: за ДТП по вине пешехода отвечает и водитель автомобиля

23 октября 2023, 09:58
Фото: Дмитрий Кротов / Дром
Правила дорожного движения пополняются новыми законодательными нормами. Даже если в аварии с наездом на пешехода виноват сам пешеход, отвечать, в том числе и деньгами, придется водителю. Это показала практика одного резонансного дела, которое попало в поле зрения Верховного суда.

Ирина Мишина

Поводом для сенсации стало нашумевшее уголовное дело в связи с ДТП, которое случилось еще в феврале 2019 года. Дело заключалось в следующем. Четыре девушки потребовали от некоего учебного заведения выплаты морального ущерба по миллиону рублей каждой за то, что они стали свидетелями дорожной аварии, в результате которой погиб человек. Автомобиль принадлежал именно этому учебному заведению.

Водителя — к ответу и штрафу, даже если его вины в ДТП нет

Если разобраться в этой истории, то водитель ничего преступного не совершил. Некто Канищев ехал за рулем автомобиля, принадлежащего учебному заведению. Он поворачивал на улицу на зеленый сигнал светофора. Но чуть дальше светофора дорогу решил перейти некто Апкарян. Пешеход попал под колеса. Водитель не скрывался с места происшествия. Однако четыре девушки, присутствовавшие при этом происшествии, решили обратиться в суд якобы за возмещением морального вреда, который им якобы был причинен вследствие наезда.

По итогу районный суд взыскал с владельца машины учебного заведения в пользу каждой пострадавшей по 300 тысяч рублей. Апелляционный суд снизил стоимость морального ущерба каждой девушке до 150 тысяч рублей. Кассационный же суд решил, что решение первого суда — правильное. Но ни девушкам, ни ответчику такое решение не понравилось. И они дошли до Верховного суда. Как установил Верховный суд, водитель не имел физической возможности остановить автомобиль, когда пешеход начал переходить дорогу вне пешеходного перехода, притом что на пешеходном переходе горел красный сигнал. Однако, при причинении вреда жизни или здоровью гражданина в аварии отказ в возмещении вреда не допускается. Допускается только сокращение размера выплат. Апелляционная инстанция посчитала, что поскольку нарушения правил со стороны водителя не было, более того, была грубая неосторожность со стороны пешехода, то и стоимость ущерба можно снизить. Но совершенно от нее отказаться — невозможно.

«Верховный суд поступил, опираясь на ГКРФ, в одной из норм которого содержится положение о том, что владелец транспортного средства повышенной опасности, к числу которых относится автомобиль, несет ответственность даже в том случае, если происшествие произошло не по его вине. Такая вот законодательная норма. Для этого и было введено страхование опасных объектов — ОСАГО. Причиненный вред взимается с водителя даже в том случае, если виноват пешеход. ОСАГО возмещает компенсацию до 500 тысяч рублей, а все, что выше — за счет автовладельца. Сейчас таких случаев все больше, цены растут, поэтому подобные прецеденты будут встречаться все чаще», — пояснил «НИ» автоэксперт Петр Шкуматов.

Случай, дошедший до Верховного суда, вообще можно считать беспрецедентным, потому что там, помимо погибшего, в деле фигурировали еще и свидетели, которые потребовали компенсации. Такое, по мнению адвокатов, в практике встречается впервые и может стать печальным для автовладельцев прецедентом.

Автовладельцы — миллионеры: откуда у россиян столько люксовых авто?

Жизнь автовладельцев становится все более печальной и по другим причинам. Автомобили дорожают на глазах. Красиво ездить не запретишь: количество люксовых автомобилей в России превысило 20 тысяч штук. К этой категории относятся машины дороже ₽10 миллионов.

Начиная с 2029 года, число люксовых автомобилей в России выросло более чем вдвое: с 8,1 тыс. до 19, 8 тысяч. Правда, автоэксперты считают, что это происходит прежде всего потому, что кратно выросли цены на автомобили. Вот, на сколько в среднем по данным на 2022 год вырос ценник на некоторые наиболее ходовые модели автомобилей.

Цена в 2014 году — 1 170 000 рублей

Цена в 2022 году — 3 036 000 рублей

Цена в 2014 году — 1 199 000 рублей

Цена в 2022 году — 3 201 000 рублей

Цена в 2014 году — 1 248 000 рублей

Цена в 2022 году — 3 035 000 рублей

«Числа люксовых автомобилей не прибавилось, вся причина в росте цен на машины. На авто эконом-класса сейчас цена доходит до 3 миллионов рублей. По 10 миллионов стоят Mercedes, BMW, Audi. Вообще, цена на автомобиль сегодня стартует от 3-х миллионов. Уже даже Toyota подбирается к 10 миллионам. Если исключить Автоваз, „китайские“ авто — по 2, 5 — 3 миллиона», — говорит координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов.
С ним согласен автоэксперт Игорь Моржарето: «Цены на автомобили за последние год-два выросли в 2 раза. Раньше 10 миллионов стоило действительно люксовое авто, сейчас китайский электромобиль стоит 11 миллионов. BMW‑5 и Mercedes стоят за 10 миллионов, Tesla -10 миллионов. О чем мы можем тут говорить?».

Так что вывод однозначный: это не россияне стали жить лучше — просто автомобили стали не средством передвижения, а роскошью, учитывая и цены, и требования к автовладельцам.