Posted 23 октября 2023, 11:39
Published 23 октября 2023, 11:39
Modified 23 октября 2023, 12:20
Updated 23 октября 2023, 12:20
Субботнее заявление экс-президента США Дональда Трампа о том, что руководство американского президента Джо Байдена, который «понятия не имеет, что происходит», приближает США к третьей мировой войне, которое он сделал в собственной социальной сети Truth Social, вновь побудила политиков и экспертов оценить риски такого развития событий.
Поводом для Трампа на сей раз послужил уже не российско-украинский конфликт, а израильско-палестинская война. Аналитики «Кремлевского мамковеда» уже прикинули три варианта его дальнейшей эскалации:
— легкий сценарий — конфликт останется в границах сектора Газа и Израиля, эффект для мировой экономики будет минимальным, цены на нефть поднимутся на $3–4 за баррель.
— второй сценарий — превращение конфликта в опосредованную войну между Израилем и Ираном: рост цен на нефть на 10%, мировой ВВП замедлится до 2,4%, а мировая инфляция вырастет до 6%.
— третий сценарий — перерастание конфликта в прямое военное столкновение Израиля и Ирана, в котором не исключено участие сверхдержав — США как союзника Израиля, и с другой стороны, Китая и России. Возможен нефтяной шок в виде роста цены на нефть до $150 и рецессия мировая экономики.
Эксперты при этом логично предполагают, что Третья мировая война будет последней войной в истории человечества. Потому что после нее не будет человечества.
Причем непосредственным поводом для нее может стать любое событие, как например, случайный выстрел, который сделал 23 октября израильский танк по египетскому посту у границы в районе кибуца Керем-Шалом. Напомним, что Первая мировая тоже началась из-за всего лишь одного выстрела в Сараево. Так же «нечаянно» может начаться и Третья мировая.
Впрочем, некоторые полагают, что она уже идет. К примеру, Секретарь Совета нацбезопасности и обороны Украины Алексей Данилов считает, что Третья мировая началась с конфликта России и Грузии в 2008 году, но после этого она некоторое время находилась «в охлажденном состоянии», а сейчас перешла в активную фазу: «То, что сейчас происходит на территории Израиля, на территории других стран — это уже последствия. Я уверен, что это не последняя война, которую мы будем в ближайшее время с вами наблюдать. Мир пришел в большое движение… и очень многое будет сейчас зависеть от того, как быстро можно будет ставить точку в этом вопросе, чтобы она, не дай Бог, не расползлась по всему миру».
При этом, аналитики уже просчитывают последствия такого развития событий. Так, американский эксперт Такер Карлсон, уверен, что ставки выше, чем думают многие американцы:
«Легко представить, что в конфликт между Израилем и ХАМАС будут втянуты еще несколько стран. К ним относятся Россия, Иран, Турция, Китай, Саудовская Аравия, страны Персидского залива и, возможно, многие другие. Некоторые из этих стран могут встать на сторону нас и Израиля. Но большинство — нет. И это будет проблемой. Вооруженные силы США слабее, чем были по крайней мере за последние 50 лет, со времен Вьетнама. Мы измотаны двумя бессмысленными конфликтами в Ираке и Афганистане, внутренне разделены политикой идентичности, Пентагоном неэффективно управляют шутовские халтурщики. Наши службы находятся в явном беспорядке. Проверьте цифры призыва — никто не хочет идти в армию. Но что еще хуже, правительство, финансирующее нашу армию, обанкротилось. Человек, возглавляющий его, — больной. Сейчас не время для мировой войны, которую мы проиграем».
С ним согласен и немецкий бизнесмен и политический активист Ким Дотком: «Правительство США не может выиграть войну против России, Китая и исламского мира одновременно. Если США не отступят, Третья мировая война гарантирована, и она превратится в ядерную войну. Сейчас мы находимся в критической фазе».
Категоричен и популярный благодаря своим книгам, эксперт Всемирного экономического форума Юваль Харари, который на вопрос об угрозе Третьей мировой, сказал: «Да. Абсолютно верно. Опять же, это то же, о чем я говорил раньше. Порядок рушится и его сменяет хаос. Это происходило последние 5-10 лет. Сейчас мы это видим уже в большем количестве мест. Пандемия была частью этого. И российская СВО в Украине. То, что происходит сейчас в Израиле и Палестине — часть этого.
Если мы не перестроим миропорядок, станет только хуже. Это распространится по всему миру и может привести к Третьей мировой войне. А при том уровне оружия и технологий, которые сейчас доступны, это может привести к уничтожению самого человечества. Но мы не должны терять надежду. Время взять на себя ответственность. Не время для отчаяния.
Опять же, все, у кого есть хоть какие-то возможности — это время перестроить миропорядок, попробовать восстановить надежду. И главное, на чем я бы сосредоточился — переходя от более широкой перспективы глобального миропорядка к нынешнему кризису в моей родной стране: самый первый шаг — это немедленно освободить всех заложников без каких-либо условий».
Впрочем, по мнению аналитиков издания Re: Russia от войны мир может избавить изменившаяся за последние 30 лет геополитическая ситуация:
«Сегодняшние сверхдержавы не располагают таким уровнем доминирования, которого США и Советский Союз достигли на заре холодной войны. В 1950 году на долю США и их основных союзников (стран НАТО, Австралии и Японии), с одной стороны, и коммунистического мира — с другой, приходилось 88% мирового ВВП. Сегодня на долю этих групп стран в совокупности приходится лишь 57%. Расходы на оборону не присоединившихся ни к одному из двух главных лагерей стран в 1960-е годы составляли около 1% от общемирового объема, в то время как сейчас этот показатель достигает 15% и продолжает быстро расти.
Новый класс «средних держав» обладает гораздо большей свободой действий, чем преимущественно бедные «страны неприсоединения» времен холодной войны. Напротив, он намерен использовать конкуренцию между США и Китаем в своих интересах. В круг новых «средних держав» входит большое число экономически относительно состоятельных или растущих стран, которые, кроме того, объединяет одна общая важная черта — подход к внешней политике, опирающийся на принцип сохранения и максимизации собственного суверенитета и собственной экономической выгоды».