Posted 20 октября 2023, 16:10
Published 20 октября 2023, 16:10
Modified 7 марта, 11:13
Updated 7 марта, 11:13
Ирина Лебухова
Балтийское море могут закрыть для всех судов из России, если будет доказана причастность Москвы к повреждению газовой инфраструктуры, сказал латвийский президент Эдгарс Ринкевичс. Ранее Финские власти заявили, что повреждение телекоммуникационных кабелей и газопровода Balticconnector, соединяющего Финляндию и Эстонию по дну Финского залива, произошло в результате внешнего воздействия.
«Если подтвердится какого-то рода ответственность России или другой страны. Ну, маловероятно, что другой страны. То я бы сказал, что, по-моему, будет обсуждаться вопрос о том, что мы закроем Балтийское море для всех российских кораблей», — объявил президент.
В реальности же такое стечение обстоятельств не обсуждается, поскольку для выводов необходимо «дождаться конкретных и четких результатов расследования», а пока «адекватным и взвешенным шагом является усиление патрулирования» НАТО на Балтике. Латвия обсуждает вопрос с финской и эстонской сторонами на уровне премьер-министров.
«Фактически, первый ответ — это усиление патрулирования НАТО. Однако я бы сказал, что в данных обстоятельствах это необходимо», — добавил Ринкевичс.
«Новые Известия» ранее, еще до повреждения газопровода, сообщали о подобной угрозе для российского флота — датские проливы могут стать недоступны для нашей страны. Такой сценарий озвучивали эксперты Института развития технологий ТЭК (ИРТЭК).
В ИРТТЭК подчеркивают, что морской маршрут вдоль берегов Дании — один из главных путей для доставки российской нефти из портов на Балтике на мировые рынки. А с учетом того, что НАТО, не дожидаясь официального вступления в альянс Финляндии и Швеции, начало превращать Балтику в своё «внутреннее море», появилась угроза блокировки датских проливов.
«Возможен вариант, при котором ограничениям подвергнется не весь проходящий через датские проливы торговый трафик, а только российский нефтяной экспорт. Формальным предлогом для ограничений прохода танкеров с российской нефтью могут стать претензии по поводу надежности и способности страховщиков, не входящих в IGP&I, справиться с разливами нефти или другими несчастными случаями», — предупреждала ведущий аналитик, эксперт Института развития технологий ТЭК Елена Зотова.
И, как напоминают аналитики Института развития технологий ТЭК, после того, как Россия сделала ставку на развитие своих нефтяных терминалов на Северо-Западе, именно датские проливы превратились в важнейший маршрут для экспорта российской нефти, как и российских грузов в целом.
После выхода России из зерновой сделки акватория Черного моря (от Керчи до Измаила) уже стала зоной повышенной опасности. При этом суммарные отгрузки нефти из черноморского Новороссийска и терминала КТК составляют около 2% мировых поставок.
Что касается Балтики, то совокупный грузооборот российских морских портов Балтийского бассейна, по данным Росморречфлота, за 7 месяцев 2023 года достиг 149 млн тонн. Из них перевалка наливных грузов составили 82,8 млн тонн, сухих грузов — 66,2 млн тонн.
Напомним, подача газа по газопроводу Balticconnector (газ по поврежденной нитке поставлялся из Финляндии в Эстонию) была перекрыта утром 8 октября из-за резкого падения давления. Позднее президент Финляндии Саули Ниинистё выдвинул предположение, что причиной аварии стало внешнее воздействие. Генсек НАТО Йенс Столтенберг от лица альянса заявил о готовности предоставить необходимую помощь в расследовании инцидента.
Эксперты Института энергетики и финансов отмечают, что Balticconnector с его пропускной способностью 7,2 млн м3 в сутки обслуживает изолированный от остальной Европы и небольшой по объему рынок Финляндии и стран Балтии (4,1 млрд м3 годового потребления в 2022 г.).
«Учитывая, что, как Финляндия, так и страны Балтии импортируют в 2023 г. газ только в виде СПГ, остановка газопровода, соединяющего Финляндию и Эстонию, не должна сказаться на общем спросе на СПГ в данном регионе. Соответственно это событие не влияет на общий газовый баланс ЕС и Великобритании и создает риски только для газоснабжения Финляндии в отопительный период. Значимость данной аварии (диверсии?) обусловлена, главным образом, опасениями в отношении общей уязвимости европейской подводной газотранспортной инфраструктуры, связывающей Норвегию с континентальной Европой и Великобританией», — прокомментировали в Институте энергетики и финансов.
Справка: Газопровод Balticconnector построен в 2019 году и соединяет газотранспортные системы Финляндии и Эстонии по дну Финского залива. Его протяженность — 150 км, 77 из которых проходят по дну Финского залива, 21 км — по территории Финляндии, 52 км — по территории Эстонии. Пропускная способность Balticconnector — 7,2 млн куб. м в сутки («Северный поток» — 167 кубометров в сутки).