Елена Петрова, Наталья Сейбиль
В России появилась новая специальность — эксперт по политологическим исследованиям информационных материалов, сообщили информагентства.
В ходе XII Международной научно-практической конференции «Теория и практика фундаментальных и прикладных исследований в сфере судебно-экспертной деятельности и ДНК-регистрации населения РФ „заместитель директора Российского федерального центра судебных экспертиз (РФЦСЭ) при Минюсте России Георгий Омельянюк рассказал, что власти вводят политологическую экспертизу по делам, когда некоммерческие организации или физические лица признаются иноагентами. Их услуги понадобятся, если власти заподозрят кого-то в распространении экстремистских материалов или в призывах к массовым беспорядкам.
«Пропагандистские материалы: лозунги, жесты, политическая символика, плакаты, карикатура, публикация, переписки, фотографии, аудио- и видеоматериалы, которые размещены в эфире радио и телевидения, а также в интернете, на внешних носителях информации, и все эти объекты фиксируют политическую деятельность. Также к объектам политологической экспертизы относятся комментарии, оставленные в интернете», — так чиновник охарактеризовал поле деятельности будущих «политологов в погонах».
По информации «НИ», этот курс уже предлагается на первом курсе политологических факультетов. Его читают, кроме прочих, например, в «Вышке». Как говорят сами преподаватели, на первом курсе много новинок. Среди прочего, есть курс «Россия — это отдельная цивилизация». Он отражает «идеологическую рамку» будущей президентской кампании, о котором сообщает «Коммерсант».
Что касается политологов-экспертов по иноагентам и экстремистам, Минюст подготовил программу дополнительного образования, где сейчас учатся те, кто будет учить студентов. Среди них, по словам представителя ведомства, есть два доктора наук и один кандидат политических наук.
Будущие специалисты будут проверять, помимо соцсетей, все, что имеет отношение к политической жизни: политические выступления, заявления, обращения, уставные документы, программы политических организаций.
Профессор, доктор политических наук Юлий Нисневич полагает, что сначала нужно поточнее определиться с понятием «экстремизм»:
— Как он у нас определяется, это все экстремизм. Что хочу, то и называю экстремизмом. Если бы было четкое правовое определение, что понимать под экстремизмом, то никаких политологов готовить было бы не надо. Если есть правовое определение — юрист смотрит, соответствует или нет — и вперед.
По всей видимости, речь идет не о самом экстремизме, считает профессор, а о политической реакции на него. Возможно, что возникают новые формы экстремизма, но для этого определение этого понятия важно для правового государства
— Вообще, должно быть полное определение экстремизма. Тогда никакие политологи не нужны. Если определения нет, начинается игра в политологическую экспертизу, — повторяет Юлий Нисневич как на лекции.
На вопрос «НИ», стал ли бы он сам преподавать такой курс, профессор ответил твердо: «Я этому обучать точно не буду».