Posted 18 октября 2023,, 07:23

Published 18 октября 2023,, 07:23

Modified 18 октября 2023,, 07:25

Updated 18 октября 2023,, 07:25

«Молочная лотерея»: как покупателю распознать замаскированный фальсификат?

«Молочная лотерея»: как покупателю распознать замаскированный фальсификат?

18 октября 2023, 07:23
Фото: 1MI
На упаковках молочных продуктов производители начали без зазрения совести указывать содержание белка и жира, которое может не соответствовать реальному. Что это такое — «творогосодержащий продукт» и прочие хитрости? И почему даже цена уже не гарантия качества — «НИ» объяснил эксперт.

Ирина Лебухова

Еще недавно хоть какой-то гарантией того, что продукт качественный, была цена. Но теперь и ценники тоже ясности не вносят — раньше при обозначении продукции с растительным жиром указывали, что она содержит именно такой жир, а теперь формулировки изменились и акцент делается на том, что продукция содержит (помимо растительного жира и присадок) именно основной продукт — сыр, сметану, творог и т. п. В магазинах каждый второй товар — это эрзац в виде творогосодержащего и сметаносодержащего продукта.

В телеграм-каналах распространили фотографию продукта из творога от «Ленты». Но в составе этого продукта творога почти и нет. Есть белково-растительная смесь, сквашенная по технологии творога. Творог ли это? Едва ли. Надо смотреть на этикетку самого товара. И если на ней написано «творог», то ни о каких посторонних жирах там речи быть не может. Это означает, что творог должен быть сделан только из молока.

Председатель петербургской общественной организации потребителей «Общественный контроль» Всеволод Вишневецкий в беседе с «Новыми Известиями» объяснил, что в составе жировой базы молочный жир должен быть 100% без всяких заменителей. Однако производители фактически остались безнадзорными и буквально творят, что хотят. А хотят они в большинстве своем только одного — получить дополнительную прибыль, не волнуясь о том, чем кормят сограждан.

«Раньше, когда наш госнадзор в лице Россельхознадзора и Роспотребнадзора имел право проводить проверки, имел такие полномочия, тогда подделок было меньше на прилавках. В последнее время число подделок стало резко возрастать — особенно с марта 2022 года, когда власти ввели мораторий на проведение плановых и внеплановых проверок. То есть пищевые предприятия исключены из плана проверок — остались только предприятия с высокой степенью риска — промышленные объекты, гидро- и электростанции и т. д. „Пищевка“ вычеркнута из списка. По мнению наших законодателей и исполнительной власти, пищевая промышленность не несет повышенные риски для потребителя», — рассказал эксперт.

Мораторий был введен для поддержки бизнеса и ослабления регуляторного пресса. Но многие изготовители этот шаг государства «поняли превратно и перестали контролировать качество продукции»:

«Некоторые предприятия расслабились, а некоторые в наглую начали гнать фальсификат — разбавлять растительными жирами, как мы видим на примере творога, а если мы говорим о молоке пастеризованном, то его просто разбавляют водой. Об этом свидетельствуют два показателя: белок и жир, они резко падают. По ГОСТу жир должен быть как заявлен на упаковке 2,5-3,2, а по факту, он 1,9, 1,5. Белок должен быть не менее 3%. Когда корова дает молоко, в ее молоке белок 3 г на 100 г. Мы проводим исследования и видим, что в молоке белка вдвое меньше, чем положено. Это означает, что молоко разбавлено. По творогу такая же ситуация».

Организация проверила десять образцов творога — только три из них соответствуют требованиям обязательным, а семь — подделка. Налицо несоответствие по жиру, белку.

«Например, самый несоответствующий требованиям образец — под маркой „Окей“. Частная марка. Заявлен на упаковке творог 9%, по факту оказалось 4%. Изготовитель для производства этого творога использовал вдвое меньше сырого молока, понизил себестоимость и заработал гораздо больше, чем если бы выполнил все требования. По факту это фальсификация. Низкий белок у этого творога. Причем под маркой „Окей“ мы проверили два творога разных изготовителей и оба они оказались некачественные. По другим образцам аналогичная картина — заявлены одни показатели, по факту — другие. Это говорит о том, что изготовители умышленно занижают использование сырья при изготовлении своей продукции с целью сэкономить и получить дополнительную прибыль. Потребитель не понимает, что он покупает», — признался собеседник.

Обезопасить себя от покупки фальсификата «на месте» невозможно. Нужно запастись списком недобросовестных производителей заранее (например, посмотрев результаты исследований того же «Общественного контроля» на сайте). «На глаз», взяв товар с полки, понять невозможно, честно ли указан, например, процент жира на упаковке. Причем покупая дорогие продукты потребитель не получает гарантии качества. Многие производители и вовсе специально выдают за «фермерские» товары фальсификат.

«Например, у нас три образца, которые соответствуют требованиям, стоили даже чуть меньше тех, которые не соответствовали. Поэтому на цену смотреть бессмысленно. Часто изготовитель высокой ценой маскирует низкое качество своей продукции, чтобы сбыть ее под видом фермерской, премиального класса и т. д. Надо изучать исследования качества пищевых продуктов. Роспотребнадзор и Россельхознадзор не афишируют свои исследования населению, это только для служебного пользования», — подытожил Всеволод Вишневецкий.

Кстати, на фоне последних сообщений о массовых отравлениях некачественной едой в России появились новости о всплеске заболеваемости раком органов желудочно-кишечного тракта. По мнению врачей, стремительно беднеющее население переходит на более дешевые и некачественные продукты, что неизбежно приводит к болезням.

К примеру, рак поджелудочной железы у людей в возрасте до 35 лет вырос за последние несколько лет в России у мужчин в 3 раза, а у женщин — в 7,5 раз. Только на рак кишечника приходится порядка 80 тыс. случаев ежегодно. Причина проста. Беднеющее население переходит на более дешевые и не самые качественные пищевые аналоги, с утра до вечера находясь на работе и пересаживаясь на полуфабрикаты из-за нехватки времени на готовку.

"