Posted 17 октября 2023, 18:04
Published 17 октября 2023, 18:04
Modified 21 октября 2023, 21:25
Updated 21 октября 2023, 21:25
Юлия Сунцова
«Крупнейшие в России производители куриного мяса начали снижать оптовые цены на мясо, ритейлерам также рекомендовано вслед за оптовиками соразмерно снижать стоимость на продукцию», — радостно заявляет Федеральная антимонопольная служба.
Но покупатель снижения цен в магазинах не видит. Кроме того, мясопереработчики и эксперты предупреждают: возможно, цены на птицу и дальше будут расти. Факторов для снижения нет.
Двумя неделями ранее ведомство объявляло о проверке трех доминирующих на рынке производителей куриного мяса — АО «Группа Черкизово», «ГАП Ресурс» и АО «Приосколье». Проверяющие намеревались проанализировать, обоснованно ли компании повысили цены на куриное мясо более, чем на 5%.
«Компании занимают коллективное доминирующее положение на товарном рынке. Это означает, что они совместно могут оказывать воздействие на конкурентную среду <…>. В связи с этим в случае злоупотребления таким положением и установления монопольно высоких цен к организациям могут быть применены меры антимонопольного реагирования, в том числе оборотные штрафы», — стращали антимонопольщики производителей мяса птицы.
И, о чудо! — получив запросы от ФАС, производители куриного мяса тотчас же снижают цены на тушку бройлера, о чем незамедлительно уведомляют ФАС.
«В результате взаимодействия с ведомством производители приняли решение о снижении отпускных цен на тушку бройлера», — сообщает пресс-служба ведомства.
Но как скоро снижение цен дойдет до розницы? Когда конечный потребитель (покупатель в магазине) ощутит этот ценопад конкретно на ценниках?
В чем фокус?
Есть между производителями мяса и покупателями в магазинах еще одно важное звено — ПОСТАВЩИКИ.
Так вот — в отношении поставщиков антимонопольная служба почему-то жестких заявлений не делает и приказов обосновать цены им не шлет, в чем сами антимонопольщики и признаются в том же своём заявлении, между строк.
Торговым сетям ФАС рекомендует снижать цены на курицу для потребителей ТОЛЬКО В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ЦЕНЫ СНИЗИЛИ ИЛИ ПРЕДОСТАВИЛИ СКИДКИ ПОСТАВЩИКИ. А на нет и суда нет. Такие вот нехорошие, а главное — неприкасаемые поставщики. Это из-за них курица всё еще стоит дорого. Государственному ведомству только и остаётся, что взывать их к совести:
«ФАС России также направила письма в торговые сети с рекомендацией соразмерно снижать розничные цены для потребителей в случае снижения цен или предоставления скидок на куриное мясо поставщиками. Антимонопольное ведомство обращает внимание на необходимость ответственного поведения участников всей товаропроизводящей цепочки и недопустимость необоснованного повышения цен на куриное мясо», — рассуждает ФАС.
Между тем, на прилавках цены на куриное мясо остаются недвижимы.
А общепит, например, уже столкнулся и с дефицитом этой продукции.
В конце прошлой недели в «Юнирест» (компания управляет сетями фастфуда KFC и Rostic's в России), сообщили, что рестораны ощущают нехватку мяса курицы. Глава Федерации рестораторов и отельеров (ФРиО) Игорь Бухаров объяснил это недостатком сотрудников на птицефабриках, нарушением логистических цепочек, увеличением стоимости кормов.
В июле этого года цены на куриное мясо в России установили исторический рекорд: 196,93 рубля за 1 кг. В розничных сетях, конечно, средний ценник еще выше — 270 рублей за 1 кг.
Несмотря на рекордный рост цен, мясопереработчики говорили о дефиците куриного мяса, а эксперты предупреждали о наличии у производителей причин и дальше повышать цены на курицу.
Так и вышло.
С июля до сентября цены на куриное мясо снова непрерывно росли, обновляя новые рекорды.
Так, в сентябре, по данным Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС), средняя потребительская цена на охлажденное и замороженное мясо кур достигла 221,02 рублей за 1 килограмм, на окорочки куриные — 248.86 рублей за 1 килограмм.
Летом Минсельхоз объяснял рост сезонными факторами. Однако, в этом году, прошлогоднюю ценовую «петлю» со снижением цен после апреля куриное мясо не повторило.
Птица — самое популярное мясо в России, его доля в объеме потребления — 44,3% или почти 35 кг на человека в год.
В 2022 году во всех сельхозпредприятиях страны, по данным Национального птицеводческого союза, выпустили 6,53 млн т птицы (в живом весе). В текущем 2023 году сохраняется положительная динамика в производстве, то есть рост выпуска мяса кур.
Тем не менее, производители мяса увеличивают цены на тушки, объясняя это подорожанием кормов, оборудования, расходников, ветеринарных препаратов — всего, что до 2022 года завозилось из-за рубежа и теперь в той или иной степени ограничено.
В мае «Ведомости» писали о физической нехватке на рынке тушки и филе бройлера, в первую очередь из-за трудностей у производителей приграничной Белгородской области. Согласно данным Росстата, в Белгородской области с января по июнь в сельскохозяйственных организациях выращено птицы (в живом весе) на 1100 т меньше, чем годом ранее (394 900 т за аналогичный период 2022 года против 393 800 т в текущем году).
Согласно подсчетам участников рынка и отраслевых ассоциаций, с января по май 2023 года сократилось производство мяса курицы и в Воронежской области — на 2% год к году, до 48,9 тыс. т в живом весе; и в Курской облести — на 4%, до 54,8 тыс. т. Осенью рост производства куриного мяса в стране практически остановился.
Еще один немаловажный фактор роста себестоимости продукции обозначил президент консалтинговой компании Agrifood Strategies Альберт Давлеев — это сокращение рабочей силы на производствах:
«Даже при увеличении зарплаты, которое показали компании, сельское хозяйство не может конкурировать со многими другими отраслями, например промышленностью. Объемы рабочей силы, особенно необходимой в убое и обработке мяса, сократились», — сказал эксперт.