Прошло уже более 3 недель с момента введения временного запрета на экспорт топлива из РФ, который должен был привести топливный рынок в России в норму. Биржевые цены действительно немного охладели: бензин и дизель на торгах подешевели за это время примерно на 25%. Вот только автомобилисты не избавились от прохождения постоянного квеста «найди заправку с бензином подешевле».
Даже в пределах одного города цены на заправках могут сильно отличаться: независимые АЗС не могут снизить стоимость литра. На бирже 1 литр АИ-95 выходит более 43 рублей. А ведь ещё надо добавить расходы на транспортировку, хранение топлива, расходы на содержание АЗС и выплату зарплат сотрудникам.
Поэтому средние розничные цены, как показывает ежедневный мониторинг «Петрол Плюс», в период с 21 сентября по 14 октября практически не изменились. АИ-95 подешевел на 0,7% — до 55,87 рублей за литр, АИ-92 подешевел на 0,5% — до 51,76 рубля, а дизель и вовсе подорожал на 0,5% и теперь стоит 64,02 рубля за литр. То есть экстренные меры правительства никакого облегчения не принесли.
Люди платят, а кто-то хорошо на этом зарабатывает. Во-первых, это наши родные ВИНКи — крупнейшие нефтяные компании. Они имеют возможность на собственных АЗС устанавливать цены ниже, чем у независимых заправок. Этот дисбаланс никуда не делся. Даже вблизи Москвы, где заправки есть почти на каждом углу, а конкуренция за потребителя высока, разброс цен на популярный АИ-92 превышает 9%. Естественно, водители выбирают АЗС от крупных компаний, а независимые заправки пустуют. Конкуренция между ВИНКами и независимыми компаниями уничтожена. Налицо повод для проверки ФАС, но антимонопольщики занимаются в основном несоответствием биржевых цен и стоимостью внебиржевых оптовых контрактов.
Но кроме своих родных нефтяников есть ещё один бенефициар от повышенных расходов населения и бизнеса. В первом полугодии 2023 года основным импортёром российского бензина стала Нигерия, которая закупила в России почти 1 млн тонн бензина. Следом идут ОАЭ и Тунис. Дизель уходит в Турцию, Бразилию и Саудовскую Аравию. Зачем нефтедобывающие страны покупают российское топливо? Будут перепродавать, минуя санкции, а наши компании, таким образом обходить запрет на экспорт? Скорее всего так и делают саудиты с Эмиратами. Конечному потребителю от этого по большому счету, ни горячо, ни холодно.
А вот что касается Нигерии, то она готовится стать ведущим игроком на топливном рынке Африки благодаря строительству 4 НПЗ. Но это произойдет не ранее чем через пару лет. Что касается поставок в первом полугодии 2023 года, то сейчас в Нигерии топливный кризис, экспорт — это лишь планы на будущее, когда будет запущен самый большой в Африке НПЗ и ещё 3 поменьше. Сейчас им попросту нечего экспортировать. В полную силу НПЗ заработают только к 2025 году. Пока же в стране сложился дефицит топлива. И дефицит средств для оплаты. Нигерия уже задолжала 3 млрд долларов топливным трейдерам. А рассчитаться сможет только после того, как для начала будет экспортировать собственное топливо.
Купил бензин в России — помог нигерийским водителям. Африканская страна не платит за полученное топливо, а нефтяники из России компенсируют потери на внутреннем рынке за счёт наших граждан. Но многие ли россияне будут довольны такой благотворительностью в добровольно-принудительном порядке?