Законопроект опубликован в системе обеспечения законодательной деятельности за номером №451801-8. Инициаторами поправок в «Закон о выборах Президента Российской Федерации» выступают депутаты Госдумы Павел Крашенинников, Дмитрий Вяткин, Даниил Бессарабов и сенаторы Российской Федерации Андрей Клишас, Владимир Полетаев, Николай Федоров.
«Проект федерального закона предусматривает внесение изменений юридико-технического характер», — коротко сказано в пояснительной записке после перечисления трех других уже измененных федеральных законов, с которыми будто бы приводится в соответствие закон № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской
Федерации» от 10 января 2003 года.
Более в пояснительной записке ничего не говорится.
Внесенный законопроект синхронизирует изменения в избирательном законодательстве в части единого подхода к выборам всех уровней власти. Это точечная донастройка системы», — объяснил ТАСС смысл поправок председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству и один из инициаторов текущих поправок Павел Крашенинников.
Но что следует из самого документа?
В тесте предложенных поправок — несколько конкретных изменений, не таких уж и сугубо технических.
Во-первых, расширяются возможности для кандидатов в ходе избирательной кампании действовать через своего представителя (доверенное лицо). Представитель кандидата сможет совершать действия, которые прежде должен был выполнять исключительно сам кандидат — например, это может быть получение письменных уведомлений и извещений, заполнение анкет, сдача подписных листов и т. д.
Во-вторых, кандидаты-иноагенты должны за пять дней до теледебатов (выступлений) или в день жеребьевки письменно сообщать организации телерадиовещания о планируемом участии в агитационном мероприятии, а непосредственно само выступление кандидата-иноагента в эфире должно быть предварено объявлением, что данный кандидат — представитель политической партии является иностранным агентом.
В-третьих, в электоральные процедуры вживляются электронные формы и реестры, в частности — электронные списки избирателей (например, ими могут заменить домовые книги, которые ранее лежали на столах у членов комиссий), электронные реестры заявлений для голосования вне помещения для голосования (например, надомников или заключенных).
В-четвертых, на заседания избиркомов предлагают допускать только журналистов, работающих на основании трудовых договоров (ранее допускался еще возмездный гражданско-правовой договор).
В-пятых, легализуются выплаты по дополнительному труду членам избирательных комиссий, и обеспечение этих выплат отнесено к обязанностям региональных и муниципальных властей (оплата, например, учителям и работникам ЖКХ за информирование о предстоящих выборах, за хождение с выносными урнами и т. д.).
Кроме того, предлагается уточнить положения, регулирующие фото- и видеосъемку на избирательных участках.
В данный момент рассмотрение законопроекта находится в стадии рассмотрения Советом Государственной Думы. Следующий этап — первое чтение (дата, согласно записи на сайте Госдумы, пока не определена).
Специалисты в области законотворчества полагают, что с таким звёздным составом инициаторов — сенатором Клишасом, депутатами Крашенинниковым и Вяткиным законопроект будет принят, и призывают внимательно следить за дополнительными поправками, которые могут появиться на стадии второго чтения.
Согласно действующему законодательству, выборы президента должны пройти в третье воскресенье марта 2024 года.
Точную дату президентских выборов должен объявить в декабре Совет Федерации.
Ранее, 12 сентября, сенатор Андрей Клишас сообщал, что вместе с сотрудниками ЦИК идет «точечная работа» над поправками в закон о выборах президента, но глобальных изменений не планируется.
В свою очередь, зампред Центральной избирательной комиссии России Николай Булаев тоже оповещал, что перед выборами президента России могут быть приняты изменения в избирательное законодательство.