Первые археологические раскопки на месте современного Иерусалима были проведены еще в середине XIX века. Благодаря этому удалось проследить историю города, которая началась за семь тысячелетий до нашей эры. В этот период здесь располагались стоянки древних людей, но первое поселение возникло примерно между IV и III веком до нашей эры у источника Гихон.
В любом случае история города началась задолго до того, как появились первые упоминания о еврейском народе.
Первые упоминания в истории об Иерусалиме встречаются в Библии и летописях древних историков. До конца III века до нашей эры здесь существовало небольшое поселение, известное как Иевус или Салем. Его населяли иевусеи (или хананеи), которые, согласно Библии, являлись потомками Иевусея из рода Ханаана.
Считается, что хананеи были предками современных палестинцев и именно ханаанский царь Мелхиседек построил первый храм на месте современного Иерусалима и основал там город примерно 3800 лет назад.
Но история Иерусалима как иудейского города начинается примерно за тысячу лет до нашей эры. В это время могущественный царь Давид, описанный в Библии как святой пророк, отвоевывает Иерусалим у хананеев и «устанавливает сильное царство по всей Земле Ханаанской». Именно при Давиде он становится впервые иудейским городом, столицей объединенного царства Израиля и Иудеи.
За свою многовековую историю Иерусалим более 20 раз подвергался осаде и свыше 50 раз нападениям. Как минимум два раза город практически сровняли с землей и десятки раз захватывали и вновь освобождали.
Главные вехи истории:
Иерусалим за свою многовековую историю не раз переходил от одной могущественной империи к другой: Вавилонской, Римской, Персидской, Османской, Британской. Контроль над городом в разные периоды истории получали то христиане, то мусульмане.
Между тем примерно с XIII века все больше иудеев возвращается в Иерусалим, считая город своей вотчиной. К началу XX века евреи составляют здесь самую крупную общину.
Израильтяне считают город своей столицей, но палестинцы с этим не согласны. История противостояния арабских стран и Израиля в этом вопросе началась еще в прошлом веке.
После Второй мировой войны Иерусалим все еще находился под Британским мандатом, действие которого подходило к концу. На фоне этого постоянно возникают стычки между арабами и евреями. В 1947 году ООН принимает решение разделить Палестину на арабское и еврейское государство. При этом Иерусалим объявлялся городом с особым статусом и международным управлением.
Израильтяне согласились на такой компромисс, но арабские государства были против. На следующий же день после того, как Израиль заявил о своем образовании, в мае 1948 года, пять арабских государств объявили ему войну. В результате арабо-израильской войны город оказался разделен на две части: восточную, принадлежавшую Иордании, и западную — под контролем Израиля.
На время конфликт затих, но история получила продолжение в 1967 году, когда вспыхнула новая война между арабами и евреями, названная Шестидневной. Ее итогом стала аннексия Израилем восточной части города и получение полного контроля над всем муниципалитетом.
Более того, в 1980 году Израиль официально объявляет Иерусалим своей столицей — «вечной и неделимой». Тем не менее арабская сторона продолжает считать восточную часть города столицей Палестины.
Камнем преткновения для палестинцев и израильтян в большей степени являются религиозные святыни. Старый город, на территории которого находятся святыни трех религий, относится к Восточному Иерусалиму. Это, например, мусульманские святыни — Купол Скалы и мечеть Аль-Акса на Храмовой горе.
И хотя ЮНЕСКО отрицает принадлежность мусульманских святынь еврейскому народу, Израиль продолжает считать их своими.
Большинство стран не признает единый Иерусалим столицей Израиля. Резолюция ООН об особом статусе города фактически не была отменена. Даже после установления контроля Израиля над всем муниципалитетом и провозглашения его своей столицей ООН резко осудила действия израильтян.
Международное сообщество до сих пор считает, что восточная территория города находится под оккупацией израильтян и право на нее принадлежит палестинскому народу. Здесь размещены дипломатические представительства всего четырех государств: Гондураса, Косово, Гватемалы и США.