Зверское (по-другому и не скажешь) нападение боевиков ХАМАСа на израильские города в очередной раз остро поставило перед человечеством проблему так называемого «терроризма». На самом деле, ее корень лежит гораздо глубже, чем об этом говорят политики. Он кроется в самой культуре того или иного общества. И чем эта культура «традиционнее», тем больше вероятность «террористического» поведения ее представителей по отношению к другим, более прогрессивным культурам. Это касается не только исламских стран, но и многих других, в том числе, и Россию. Именно поэтому термин «терроризм» не способен объяснить всей глубины проблему сосуществования разных культур, считает философ Дмитрий Лучихин:
«Пора нам уже окончательно отказываться от использования термина „терроризм“.
Сегодня он играет роль ширмы, позволяющей нам не видеть противоречия между системой принятых гуманистических представлений и жизненными реалиями. Создает впечатление, что террористы — это такие специальные люди преступного образа мысли, устранив или «обездвижив» которых все проблемы можно решить.
В отличии от обычного бандитизма, который действительно лишь проявление маргинальной обочины социума, терроризм по самому своему определению обусловлен идейно. То есть, является продуктом культуры. Да, радикальным, да, не всегда одобряемым всем своим сообществом, как метод. Но цели, которые он перед собой ставит — это цели всего общества и его культуры.
И только устранив фильтрующее наше восприятие, понятие терроризма — можно увидеть, что за ним скрывается война культур. А терроризм, лишь способ ее ведения. Не только зачастую единственно доступный, но, вероятно, и единственно возможный для представителей ведущих войну культур.
Вот это понимание и есть подлинная суть проблемы сосуществования, являющаяся настоящим вызовом для разума.
Понимание того, что для досубъектных культур неприемлемым, «ядовитым» — является само существование культуры личности. И они будут вести с ней все более агрессивную войну на уничтожение. Не потому, что они террористы и вообще негодяи, а потому что культура личности смертельна для их самоидентичности. И никаким «учетом интересов», «признанием прав», «разделением сфер» — эту проблему не решить.
Более того, поскольку само соотношение субъектной и досубъектной идентификации отражает состояние сознания человечества как целого, попытка изоляции мира личности от мира коллективных ценностей, ведет лишь к тому, что исходное деление будет воспроизведено внутри изолировавшегося социума.
Без решения этого вопроса, проблема будет лишь нарастать и обостряться, а без его постановки, мы даже подступится не сможем к ее решению».