Posted 12 октября 2023,, 12:27

Published 12 октября 2023,, 12:27

Modified 12 октября 2023,, 12:29

Updated 12 октября 2023,, 12:29

Государство до сих пор не придумало, как решить туалетный вопрос в России. Предлагают только штрафы за выгребные ямы

Туалетный вопрос: куда сливать нечистоты, если выгребные ямы будут вне закона?

12 октября 2023, 12:27
Фото: https://photocentra.ru/
Государство до сих пор не придумало, как решить туалетный вопрос в России. Предлагают только штрафы за выгребные ямы

Миллиарды на решение туалетного вопроса в стране достанут из карманов россиян

Россия буквально захлебывается в нечистотах. То, что у 10% россиян туалет находится на улице — полбеды. Власти посчитали, что решить туалетный вопрос в стране можно, просто штрафуя людей.
Сюжет
Штрафы

Так что, если ваш туалет с ямой под ним — это преступление и вам светят проблемы с законом. Помощи ждать неоткуда.

Новосибирская область, например, живёт вне закона: выгребные ямы запрещены, экологи выписывают штрафы на миллиарды рублей, но очистных сооружений в достаточном количестве нет и не предвидится.

Миллиарды на решение туалетного вопроса в стране достанут из карманов россиян

70 млрд рублей требуется той же Новосибирской области на строительство десятков очистных сооружений для приёма ЖКО (это жидкие бытовые отходы, они образуются в результате жизнедеятельности граждан, в том числе то, что остается после похода в туалет, не подключенный к централизованной системе воодоотведения) в сельской местности, и это ещё без учёта расходов на содержание инфраструктуры. К такому выводу пришли в региональном министерстве ЖКХ и энергетики. Вот только таких денег в Новосибирске нет: областной бюджет на 2023 год и так свёрстан с дефицитом на 46,8 млрд рублей.

А проблема утилизации отходов стоит очень остро. Это касается и Новосибирской области, и России в целом. Еще в 2021 году были приняты новые СанПиНы, которые запрещают хранение ЖКО и навоза в открытом грунте. Так что, если у вас туалет с выгребной ямой, готовьте деньги.

Эколог, эксперт ОНФ, член Научного Совета РЭО и автор Telegram-канала об экологии Илья Рыбальченко отмечает, что СанПиНы были приняты не просто так.

— ЖКО содержат разнообразные загрязнители, включая фекалии и химические соединения (моющие средства, бытовая химия) и тяжелые металлы, способные вредить почве и водным ресурсам. Попадая в почву, они могут изменить ее характеристики, снижая плодородие. Грунтовые воды и водоемы также подвергаются риску, поскольку химические компоненты ЖКО могут мигрировать и загрязнять их, делая непригодными для использования, особенно в зонах колодцев с питьевой водой и скважин. Биологические системы (биоценозы) также под угрозой, поскольку ЖКО могут содержать патогены и микроорганизмы, вызывающие заболевания, а пищевая цепочка земля-растения-животные-человек обязательно приведет к людским заболеваниям.

В России не хватает очистных сооружений. Прямые сливы нечистот идут туда, где живем

Все нечистоты должны накапливаться в водонепроницаемом септике, который потом откачивают и увозят все нечистоты в… А вот куда увозят — это самая большая проблема.

Оставим в стороне вопрос качества работы очистных сооружений, хотя Росприроднадзор называл неэффективные очистные сооружение одним из главных источников загрязнения водоёмов. Есть проблемы посерьёзнее — этих очистных сооружений просто не хватает. В Новосибирской области, например, только 27 муниципалитетов из 460 обладают очистными сооружениями.

В итоге все решают проблему утилизаций как могут. Если рядом море, как в прибрежных районах Дагестана, то можно всё сливать туда. В Сибири решают проблему иначе. Символом фекальной неопределённости стал посёлок Чулым в Новосибирской области. До 2014 году ассенизаторы сливали отходы просто на местную свалку. В таких условиях проблем с экологией и жалоб местных жителей не избежать — люди в большинстве своём не хотят жить в выгребной яме.

Для решения этой проблемы администрация Чулыма организовала новый полигон — выделила под слив отходов три котлована на территории бывшего подсобного хозяйства. Теперь с компании, которая организовала подъезд к котлованам и ведет учёт объёма принятых отходов, Росприроднадзор пытается взыскать 8,03 млрд рублей за нанесённый природе ущерб. С точки зрения экологов нарушение налицо, и площади загрязнения немалые: суммарная площадь котлованов 25,36 кв. м.

В подобной ситуации оказались жители посёлка Холбон в Забайкальском крае. Только им ещё сюрприз преподнесла мусорная реформа. В посёлке канализация отсутствует в принципе, и раньше ЖКО вывозили на местную свалку, на которой также были оборудованы котлованы. Только свалка оказалась несанкционированной. Поэтому её закрыли навсегда. Твёрдые отходы теперь увозят на полигон мусорного регоператора «Олерон+», но там нет инфраструктуры для приёма жидких отходов — с ними регоператор просто не работает. Отходы есть, но сделать с ними ничего нельзя.

Чтобы не утонуть в собственных нечистотах, люди вынужденно прибегают к незаконным альтернативам. В Верх-Туле Новосибирской области инспекторы Россельхознадзора обнаружили слив отходов на земли сельхозназначения, также отходы находили в реке Каракан Искитимского района — тогда в сливе нечистот подозревали психоневрологический диспансер. Но виновные не найдены. Сливать отходы где попало зачастую выходит безопаснее и дешевле, чем на полигоне.

Денег на утилизацию нечистот у государства нет

Проблема имеет колоссальные масштабы: перепись населения 2021 года показала, что 11,8 млн россиян используют септики и выгребные ямы, которые необходимо откачивать. Однозначно на подключение к центральной канализации указали только 60% респондентов. А ведь есть ещё школы, больницы и прочие предприятия, которые тоже нуждаются в утилизации ЖКО.

У регионов нет десятков миллиардов рублей на строительство очистных сооружений, но и надежды на федеральный центр тоже тщетны. В начале 2023 года Совфед провёл круглый стол по теме модернизации и реконструкции очистных сооружений. Там были отмечены федеральные программы, по которым выделяются деньги на эти цели. Это федеральные проекты «Оздоровление Волги» и «Сохранение озера Байкал». А Фонд развития территорий предоставляет регионам субсидии и льготные кредиты. С применением этих механизмов сейчас реализуется по всей стране 26 проектов на 35,4 млрд рублей. Это в 2 раза меньше, чем требуется одной Новосибирской области. И то часть проектов предусматривает очистку вод ливневой канализации, а не ЖКО.

Если живете не на берегу Волги или Байкала, то ждать поддержки от федерального центра не стоит.

Илья Рыбальченко отмечает, что технически уже существуют доступные автономные системы очистки, которые подойдут даже для удалённых сёл и деревень.

— Существуют альтернативы дорогостоящим централизованным очистным сооружениям для малонаселенных и удаленных от крупных городов населенных пунктов. Одной из таких альтернатив являются локальные очистные системы (ЛОС). Они совершенно не дороги и требуют меньших инвестиций в сравнении с крупными очистными сооружениями, что делает их более доступными для небольших населенных пунктов. Очищенная вода после ЛОС подлежит обеззараживанию (например, УФ-лучами), после чего ее можно безопасно сбрасывать на грунт, и она не принесет существенного вреда природе.

Технологии шагнули далеко вперёд: эксперт приводит примеры из мировой практики, когда сточные воды даже используют повторно. Вплоть до того, что, например, в Сингапуре программа NEWater позволяет повторно использовать обработанную сточную воду в промышленности.

По мнению Илья Рыбальченко главной проблемой для утилизации и очистки ЖКО является система госуправления.

— Главное: этот вопрос находится в сфере не технологий (они известны и понятны), а в сфере государственного и муниципального управления. Для его решения просто нужны опытные управленцы. Мы, ученые, не успеваем читать лекции чиновникам, но не все хотят учиться, слушать и понимать. Однако для того, чтобы эти технологии были реализованы, необходимо обеспечить их финансирование, строительство и эксплуатацию. Это требует от органов власти принятия правильных решений и эффективного управления. К сожалению, в российской практике государственного и муниципального управления существуют серьезные преграды, которые препятствуют решению этой проблемы. Во-первых, органы власти часто не имеют достаточных ресурсов для строительства и эксплуатации очистных сооружений. Во-вторых, органы власти часто не обладают необходимыми компетенциями для эффективного управления очистными сооружениями. В-третьих, в органах власти часто существует коррупция, которая препятствует реализации эффективных решений. Для решения проблемы дефицита очистных сооружений в сельской местности необходимо, прежде всего, решить эти управленческие проблемы.

Если разобраться в вопросе и перестать заламывать цены в расчёте на откаты, то может выясниться, что строительство небольших очистных сооружений — вполне посильная задача, которой можно и нужно заниматься. А пока, как отмечает Илья Рыбальченко, отсутствуют даже федеральные законы о мерах господдержки строительства и эксплуатации очистных сооружений в сельской местности и стандарты для строительства таких сооружений. Но сейчас законодателей интересует лишь озеро Байкал. Жители же остальной огромной территории России вынуждены выкручиваться, нарушать законы и мечтать о канализации, которая была даже у индейцев майя. А у россиян в ХХI веке нет.