Елена Петрова, Наталья Сейбиль
Любопытная фотография привлекла внимание людей, близких к церкви. На живописной картине на фоне копии «Троицы» Андрея Рублева изображен патриарх Кирилл. Даже если это и своего рода подношение верующих, в знак благодарности возвращения шедевра раннерусского искусства, выглядит эта картина немного диковато.
Комментаторы растерялись.
«Этот стал четвертым лицом Троицы прямо при жизни», — пишет поп-расстрига и иноагент, богослов Андрей Кураев.
Вера в Троицу отличает христианство от других монотеистических религий, пишет близкий к церкви сайт «Правмир».
Святая Троица — богословский термин, описывающий христианское учение о триединстве Бога. «Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святых Дух, Троица единосущная и нераздельная.»
Историк церкви Сергей Бычков так описывает таинство Троицы:
— К Аврааму приходят три ангела — классический сюжет, который потом использовал Рублев в своей знаменитой Троице, перед гибелью Содома и Гоморры. Раскрытие тайны троичности относится к Новому завету. В проповеди Христа в Евангелии от Иоанна он часто говорит: я и Отец — одно, и еще он упоминает Святого духа. Как мы помним, когда Иоанн Предтеча крестил Христа, то произошло явление Троицы: Сын, голос Отца, который раздается с неба, и Дух, который в виде голубя нисходит на Него. Это символ Троицы, как ее понимает христианское богословие, как в католической, так и в православной церкви.
Отцы Церкви настаивают, что догмат Троицы непостижим для человеческого разума. Ее постижение всегда связано с аскезой, да и то Троица может быть понята лишь отчасти, говорит русский философ В. Н. Лосский. Она «не только основа, но и высшая цель богословия, ибо… познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте — значит войти в Божественную жизнь, в саму жизнь Пресвятой Троицы.»
Учение о Триедином Боге гласит:
— Бог троичен и является в трех лицах Отца, Сына, Святого Духа.
— Каждое Лицо Троицы есть Бог, но Они- не три Бога, а единое божественное существо.
— Все три лица отличаются личными свойствами.
Если «читать» картину неизвестного художника, то к трем лицам святой Троицы присоединилось четвертое лицо — патриарха Кирилла. Это отличается от канона.
Изображение Троицы имеет очень важное догматическое значение. Церковь запрещает понимать ее грубым вещественным образом. Ангелы изображаются в том порядке, в каком они исповедуются в Символе Веры. Первый Ангел является первой ипостасью — Бога Отца, второй, средний, — Сына, и правый — ипостасью Духа Святого.
Сергей Бычков вспоминает, как некоторые политики в России велели изображать себя в виде святых:
— Насколько я помню, саратовский губернатор Аяцков построил храм на своей малой исторической родине в честь Дмитрия и заказал иконописцу изображение святого воина Дмитрия с физиономией Аяцкова. Тогдашний саратовский епископ Александр, когда он приехал освящать этот храм и увидел, он отказался освящать этот храм и уехал.
Сергей Бычков считает, что неудачные фотографии в Интернете появились из-за непрофессионализма пиар-команды Отдела патриархии по взаимодействию со СМИ и выдвигает версию, что изображение Патриарха на Троице — это отражения лика Патриарха с его портрета. Другими словами, это просто прокол пресс-службы.
— Каким-то образом попало это отражение на стекле, и оно наложилось на изображение Троицы. Профессионалов остается все меньше и меньше в нашей церковной верхушке. Это очень печально, — говорит ученый.
Однако оператор с 40-летним стажем на условиях анонимности объяснил, что изображение патриарха никак не может быть отражением — если расстояние от главы Синодального отдела по взаимодействию со СМИ Владимира Легойды до Троицы составляет примерно 3 метра, то расстояние между Троицей и отражаемым портретом — не меньше 6 метров. Это значит, что патриарх на Троице должен быть размыт, а этого на фотографии не видно. Вывод простой — либо это живописная работа, либо Фотошоп.
А если это фотошоп, то тогда остаются два варианта: либо это внутрицерковная борьба за влияние, и фотография на официальном сайте понимается как атака на Легойду. Либо это послание urbi et orbi, смысла которого мы не понимаем.
В любом случае, это может быть подношение патриарху за то, что «Троица» вернулась «в родную гавань».
Неизвестный автор может возразить, что он писал не икону, а вполне светскую картину с церковным сюжетом. Тогда образ патриарха Кирилла должен трактоваться как образ победителя в схватке с Третьяковской галереей за Рублевскую Троицу, а сама икона — как трофей. К Вере это имеет мало отношения.
Скорее, это напоминает возвращение полководцев после удачного похода, как, например, вхождение Александра Македонского в Вавилон с захваченными трофеями. Сергей Бычков говорит, что он не может припомнить, чтобы отцы церкви были изображены вместе с Троицей:
— Такого не было. В византийской традиции изображали императоров, которые подносили дары Святой Софии и Христу, например, миниатюрный храм. Император Константин преподносит миниатюрный храм. Но чтобы соединяться со святыми ликами божественной Троицы — такого не было примера.