Posted 11 октября 2023,, 20:58

Published 11 октября 2023,, 20:58

Modified 11 октября 2023,, 21:00

Updated 11 октября 2023,, 21:00

Топливо для инфляции: ФАС действует, а цены на заправках не уменьшаются

11 октября 2023, 20:58
Чем ближе к выборам, тем активнее ФАС борется с высокими ценами на топливо на российских АЗС. Как выясняется, за границы взяты цены 21 сентября. Кто за них выходит, получает предупреждение от антимонопольщиков. Не обходит государево око ни ВИНКи, ни регионалы. Но цена растет все равно.
Сюжет
Цены

Елена Петрова, Наталья Сейбиль

Новосибирская сеть заправок «Прайм» ограничила продажу топлива, сообщают региональные СМИ. . Причина простая — поставок нет и неизвестно, когда будут. АИ-95 нет, его отпускают только по заключенным контрактам и только бюджетным организациям.

«Поставок 95-го бензина пока нет, и неизвестно, когда будут. До этого мы возили из Барнаула бензовозами, по железной дороге не поставляют уже давно, это может быть связано с отсутствием цистерн. АИ-95 с Омского [нефтеперерабатывающего] завода — только по железной дороге» — рассказали журналистам в компании.

Всего у «Прайма» 27 заправок в Новосибирской области, а запаса топлива хватит на 2 недели. Но на этом плохие новости для новосибирцев не закончились. В городе и области не будет 21 заправки «Лукойла». В Сибири нервной гигант работал по франшизе с компанией бывшего депутата Томской областной Думы. Теперь в Лукойле говорят, что договор франшизы закончился, и продлять его не будут. Горожане опасаются, что качество топлива, которое гарантировал Лукойл, станет хуже, а цены — выше. Как это связано с намерением властей контролировать внутренние цены, не ясно, в Лукойле комментариев не дают. «НИ» писали, что у Минэнерго проявилось желание «работать» с вертикально интегрированными компаниями по поводу внутренних цен. Это и понятно — на них можно легче влиять, если они опять поползут вверх. Однако если, как в случае с Лукойлом, речь идет о франшизе, инструментов у нефтяного гиганта давить на партнеров нет, а отвечать перед правительством будет сам Лукойл.

Есть и другие «дыры», о которых предупреждают эксперты. Цены будут расти, в этом нет сомнений, потому что ручное управление не способно бороться с разбалансировкой системы.

Снижения цен на заправках нет и не будет

Власти любят радовать граждан, особенно задним числом. Проверки входят в перечень ритуальных действий, которые оказывают терапевтическое воздействие на население. В июне, июле, августе и сентябре на топливном рынке был дисбаланс с ясными причинами — экспорт был намного выгоднее продаж на внутреннем рынке, потому что ополовинили демпфер. Вернули нефтянке демпфер — проблема решена. И что тут проверять?

И уж тем более проверки ФАС никак не снизят цену на топливо на заправках.

Руководитель центра изучения мировых энергетических рынков ФГБУН «Институт энергетических исследований Российской академии наук» Вячеслав Кулагин говорит:

-Иногда мне кажется, что у нас немного вводят в заблуждение людей, когда говорят о снижении внутренних цен, но при этом аккуратненько — на бирже снижение. Так вот, на бирже-то, может, и есть снижение. Но биржевая цена и закупочная цена в нашей стране не сильно связаны. И рост тоже не связан. Пытались же контролировать цены на заправках, рост на бирже был куда сильнее. Сейчас есть снижение от этого роста, от высоких биржевых цен. То есть, мы наблюдаем это снижение, но это не цены на заправках.

Теперь ФАС договорились с нефтяными компаниями, что датой отсечения цены на заправках должно стать 21 сентября. То есть, цена на бензин и дизель не должны быть выше цены, которая была на заправках 21 сентября 2023 года. Но это не означает, что цена на топливо расти не будет. Для этого есть несколько факторов.

Во-первых, инфляцию никто не отменял, и цена на бензин вырастет к концу года так или иначе.

Во-вторых, поскольку демпфер возвращается, в бюджете выпадают доходы. По данным Минфина, речь идет, как минимум, о 30 миллиардах в месяц. Если цена на нефть будет расти, а она из-за войны на Ближнем Востоке вырастет, то демпфер будет больше, а доходов станет еще меньше. У правительства неизбежно возникает желание компенсировать потери — за счет населения. «НИ» поинтересовались у Вячеслава Кулагина:

— До 60 рублей АИ-95 вырастет?
— Конечно, вырастет! Вопрос — когда. Для потребителей, если мы говорим об отдельных потребителях, вроде аграриев, которые по особым условиям получают, нет, а для большого круга потребителей, для них примерно надо ориентироваться на инфляцию.Я, конечно, извиняюсь, но у нас предвыборный год. И в это время скачков цен нереально ждать.

Кто следующий

Помимо 100% демпфера, который обеспечивает равенство доходов от экспорта и внутренних продаж, правительство вело ограничения на экспорт. Так, экспортировать дизтопливо и другие нефтепродукты могут только те компании, которые этот товар производят. Кроме того, 50% дизтоплива должно оставаться внутри страны.

— По идее, если демпфер 100% и компании равнодоходны, им без разницы, куда поставлять, то им не нужны ограничения кто может идти на экспорт, а кто нет. Поскольку эти ограничения есть, то нельзя исключать, что дальше могут быть какие-то действия, которые опять будут вести к дисбалансам, — говорит Вячеслав Кулагин.

После фиаско с демпфером правительство вряд ли будет обращаться к нефтяникам, если в казне опять не будет хватать денег. Однако есть акцизы и есть НДПИ. Их всегда можно поднять. И тогда обязательно окажутся компании, которые пострадают. Для ВИНКов все равно, будет ли повышаться акциз, поскольку они свою прибыль получают в конце цепочки.

— Когда появляются независимые переработчики, независимые сбытовые компании, у них каждый сегмент чрезмерно важен, и мы уже какой раз сталкиваемся с тем, что у нас то один, то другой сегмент выбивается из экономики. У нас идёт некая разбалансировка системы, которая периодически выстреливает. Особенно это выстреливает в региональном плане, когда любые дефициты в части прикрытия НПЗ на ремонт либо историй, как в прошлом месяце, естественно это обостряет.

Из-за разбалансировки пострадают и заправки, в первую очередь, региональные. Часто заправки зарабатывают на кофе больше, чем на бензине. А то и бывает, что продают бензин в убыток, а кофе пытается этот убыток компенсировать, чтобы не закрыться, говорит эксперт.

Но летние цены на заправках показали, что долго владельцы АЗС терпеть не будут постараются переложить расходы на потребителей. Да и сейчас то в одном регионе, то в другом говорят о всплесках цен. Риски для бизнесов сейчас намного выше, чем для потребителей. До выборов государство с помощью ФАС будет стараться контролировать этот процесс.

Интересно может стать перед следующей посевной после президентских выборов. Вот тогда граждане и знают, сколько будет стоить бензин.

"