Posted 11 октября 2023, 16:21
Published 11 октября 2023, 16:21
Modified 21 октября 2023, 21:22
Updated 21 октября 2023, 21:22
Репатриант, журналист Никита Аронов с женой и детьми находятся в эти дни в Хайфе. Над Хайфой летают беспилотники. [прим.ред. Пока мы разговариваем с собеседником, в городе объявляют первую тревогу].
— Хайфа — это относительно неопасная часть Израиля. Все мы тут сильно переживаем за наших солдат и все пытаемся им помочь. Желания помочь кратно больше, чем возможности это сделать. Кто-то собирает гуманитарную помощь, кто-то сдает кровь, кто-то пытается волонтёрить в госпиталях (но без сдачи медицинского экзамена туда не попасть). Кто-то просто видит военных на улицах и горячо приветствует или делает, что может — я, например, вчера забежал в магазин, быстро накупил продуктов и просто сунул им в руки. Мой знакомый-медик накануне отправился разгребать трупы. Люди не в страхе, люди в ярости! Я могу своё состояние описать. Я бы очень хотел получить ружье и пойти воевать. Но я репатриант и мне 39 лет, поэтому меня даже не допустят до военной подготовки. Вместо меня пойдут воевать 20-летние парни — это удручает. Но люди очень сплочены, организованы. Вчера в 9 вечера все вышли на свои балконы и стали петь гимн страны, — рассказывает Никита «НИ».
Дети сидят дома — сады, школы, кружки в основном закрыты. Взрослые продолжают работать. Заморожено только то, что прямо сейчас можно отложить — например, стройки.
За два дня в стране мобилизовали около 300 тысяч человек, но желающих было больше — в пункты призыва пришло около 400 тысяч, часть добровольцев вернулась назад.
А вот отношение к «истеричкам» (так называет их наш собеседник) — людям, которые хотят немедленно эвакуироваться из страны — негативное, их не поддерживают.
— Жители с севера активно приглашают соотечественников с юга — жителей кибуцев пожить к ним в города. На этих местах размещают центры для эвакуированных из зон боёв. Напали же на мирные кибуцы — это тихие сельские жители, которые живут своими социалистическими коммунами, всегда выступали за мир с палестинцами, вообще никогда не призывали прижать палестинцев к ногтю и не желали им смерти.
Павел Левушкин из Петах-Тиквы (агломерация Тель-Авива) рассказывает, что в городах 24 часа в сутки работает цева-адом (израильская система оповещения о падениях ракет). Вместе с другими жителями — израильтянами и иностранцами мужчина отстаивает на улице очередь, чтобы сдать кровь. Пункты приема крови при этом могут внезапно закрываться и передислоцироваться — по протоколу безопасности (чтобы не стать мишенью для возможных новых атак). Людские очереди смещаются вслед за пунктами.
По словам мужчины, многие его знакомые в стране собирают вещи, продукты, лекарства, чтобы помочь армии и нуждающимся.
Надежда Лурье репатриировалась в Израиль в начале 2023 года. Живет в городке Ришон-ле-Цион — в прибрежной полосе Средиземного моря, в 7 км к югу от Тель-Авива. Сегодня из-за военных действий она на время решила покинуть страну.
До отъезда Надежда торопится пристроить своих домашних животных — кошку и кролика, которых не может забрать с собой.
— Родители в панике купили билет, настояли, чтобы я немедленно выехала из Израиля. Но в ближайшем будущем, как только станет возможно, обязательно вернусь. Ищу хоть кого-нибудь, кто остаётся в стране, кто может посмотреть, приютить животных, пока не вернусь. Купила зверям еды на 4 месяца вперёд, но пока временные хозяева не находятся, — рассказывает Надежда.
Туристка из России Татьяна К. предупреждает о том, что из-за переносов авиарейсов можно запросто пропустить свой самолёт и не вернуться домой. Так с ней и случилось — россиянка остаётся в Израиле.
— Будьте осторожны с «Пегасом». Начали регистрацию, потом объявили задержку, а потом сообщили, что рейс отменен. На поверку оказалось, что нужно было смотреть не на табло в аэропорту, а заходить на сайт. Самолёт, оказывается, улетел! А меня спрашивают — мол, а где же вы были? Это было вчера, во вторник, утренний вылет, — рассказала девушка.
Как действовать дальше она пока не решила.
Михаил Коптев, напротив, не смог попасть в Израиль из-за отмены рейса.
— В субботу должен был лететь из Москвы в Тель-Авив через Ереван. До Еревана долетели накануне ночью, но в Армении сообщили, что стыковочный до Тель-Авива отменен — так решила авиакомпания. Наш борт должен был прежде вылететь из Тель-Авива, но этого не произошло.
В итоге, рассказывает Михаил, пришлось возвращаться в Москву, купив билет в российскую столицу за свой счет.
— Авиакомпания просто развела руками, даже гостиницу не стали оплачивать или какие-то решения предлагать — форс-мажорные обстоятельства. Позже, конечно, пришло письмо, что в среду нас, вероятно, смогут отправить из Еревана в Тель-Авив, но гарантий никаких и Росавиация на данный момент уже запретила ночные рейсы из России в Израиль. Так что помимо рисков пребывания в самом Израиле уже есть большая проблема в принципе до него долететь, — рассказывает мужчина.
Певица Наталья Ионова (Глюк’оZа) два дня провела в бомбоубежище в Израиле. На прошлой неделе они с мужем Александром Чистяковым и детьми отправились туда на концерт Бруно Марса.
«Мы сейчас находимся в Тель-Авиве всей семьей, у нас сейчас всё нормально. Мы находимся у отеля. Вышли. Недавно работала сирена. Нас всех спустили вниз. Где-то немножко напугались, но в целом всё в порядке. По улицам ходят люди, машины ездят, как видите. Соблюдаем все указания, которые нам дают в отеле. Не знаю, что будет дальше. Но пока так», — рассказывала артистка в запрещенной соцсети.
Накануне им удалось вылететь обратно в Москву.
Правозащитница Зоя Светова в эти дни тоже находится в Израиле.
— Так получилось, что я оказалось в эти дни рядом со своими близкими в Израиле. Во время объявленной войны. И чтобы дальше ни было, скажу вам одно: всегда в минуты испытаний, «форс мажоров», понимаешь, как важна солидарность, любовь, дружеские слова <…> Мир хрупок до невозможности. Сегодня ты купаешься в море, а завтра — сидишь в бомбоубежище и твои близкие сходят с ума от страха. Поэтому перестаньте, пожалуйста, учить друг друга, как жить и что делать. Просто живите и говорите друзьям и близким важные слова, — говорит она.
МИД России не ответили на запрос «НИ» о числе россиян, на данный момент пребывающих на территории Израиля.
Но еще в понедельник дипведомство рекомендовало соотечественникам воздержаться пока что от посещения Израиля и Палестины, а тем, кто уже там находится — проявлять максимальную осторожность и поддерживать контакты с дипкорпусом», говорится в официальном сообщении ведомства.
Посольство России в Израиле сегодня сообщило о смерти четверых россиян и исчезновении шестерых в результате боевых действий. Среди них — советский и израильский физик-теоретик Сергей Гредескул и его жена Виктория. Они погибли в городе Офаким в южной части Израиля.
«На самом деле — с учетом масштабов жертв среди мирного населения и раненых — предполагаем, что их [пострадавших россиян], конечно, гораздо больше. Но то, чем я могу оперировать, это именно подтвержденные и сверенные с израильской стороной данные», — сказал посол России в Израиле Анатолий Викторов во время дискуссии клуба «Валдай».
Он также отметил, что поступило порядка 160 обращений от находящихся на территории Израиля россиян, желающих покинуть государство — в основном это люди из южных районов Израиля.
«Около двухсот человек обозначили, что если будут рейсы, то они готовы тоже уехать, но настоятельной необходимости при этом не обозначили», — сказал российский посол. Вместе с тем он призвал соотечественников покинуть Израиль регулярными рейсами, не дожидаясь ухудшения ситуации.
Пропали без вести и оказались в заложниках у «Хамаса» и десятки граждан других стран, в том числе подтвержденные — граждане Австрии, КНР, Мексики и Франции.
Утром 7 октября Израиль подвергся беспрецедентной массированной ракетной атаке из сектора Газа. Бойцы движения «Хамас» проникли в приграничные районы на юге Израиля. Израиль оценивает число погибших от атак — в 1200 человек и еще 2,7 тыс. пострадавших. Сектор Газа сообщает о 900 погибших и 4,5 тыс. пострадавших. Вчера, 10 октября, Израиль объявил о переходе к «полномасштабному наступлению».
По распоряжению правительства Израиля в стране начата мобилизация резервистов.
На фоне эскалации конфликта ряд государств начал вывоз своих граждан из Израиля.