Израильско-палестинская война набирает обороты на только на полях сражений, но и в такой важной сфере, как пропаганда. Не секрет, что боевики ХАМАС рассчитывают на помощь не только исламского мира, но и России. Доказательством тому стала оценка позиции нашей страны на заседании Совета Безопасности ООН, посвященному этому конфликту. Член политбюро ХАМАС Муса Абу-Марзук назвал ее «очень достойной». Россия, по его словам, не позволила США и Израилю продвинуть свою резолюцию в Совете Безопасности». Более того, в арабском сегменте интернета активно распространяются фейковые заявления, в которых заявляется, что Россия «готова помочь Палестине так же, как США помогает Израилю», сообщает канал Moskmedia.
Эта кампания может обернуться самым негативным образом для нашей страны, считает эксперт канала «Критик новостной ленты»:
«Жестокость, которую проявили боевики ХАМАС, это выстрел себе в ногу. Теперь у Израиля развязаны руки и мировое общественное мнение на стороне израильтян, что создает необходимые условия для полного разгрома группировки. Американская авианосная группа во главе с USS Gerald R. Ford, которая сейчас направляется в восточную часть Средиземного моря, заставит Сирию и ливанскую Хезболлу очень хорошо подумать стоит ли участвовать в нападении на Израиль. В противном случае они будут очень быстро уничтожены. Как только израильская армия закончит с ХАМАС, встанет вопрос об уничтожении ядерной программы Ирана, которая, как говорят, уже находится на финальной стадии готовности. Израиль давно готов с ней покончить, а сложившаяся ситуация, при которой Байдена обвиняют в передаче Тегерану $6 миллиардов, часть из которых наверняка пошла на подготовку ХАМАС и Хезболлы, заставляет Белый дом если не участвовать в нанесении ударов по иранским военным объектам, то, во всяком случае, не препятствовать это делать Израилю.
Так что действия ХАМАС, скорее всего, повлияют на СВО, но по-своему: США продолжит помогать Украине, а Москва может лишиться поддержки со стороны Ирана.
Кроме того, если окажется, что российские спецслужбы имели прямо, или косвенно отношение к подготовке операции ХАМАС, новое правительство Израиля, которое придет на смену кабинету Нетаньяху, может занять резко проукраинскую позицию, со всеми вытекающими последствиями, связанными с представлением Киеву новейших образцов израильской военной техники».
С такой оценкой отчасти согласен и известный российский политолог Константин Калачев:
«Экспертное сообщество и российский политический класс опять замерли в ожидании чуда. Нападение ХАМАС на Израиль как фактор победы в СВО, развала Америки и усиления позиций в мире. В отличие от этих энтузиастов. я настроен скептически. Действия ХАМАС на СВО не повлияют, Америка не развалится, а Израиль устоит. Понятно, что Иран подначивает и провоцирует, но до прямого конфликта Израиля и Ирана дело не дойдет. Всё закончится достаточно быстро. Лично я верю в возможности Израиля и его союзников.
Надежды на то, что новая ближневосточная война отвлечет всеобщее внимание от конфликта России с Украиной, а „под шумок“ Москве будет легче разобраться с Киевом, я считаю иллюзорными».
А вот аналитики канала «НЕЗЫГАРЬ» считают, что военный конфликт между Израилем и ХАМАС чреват ростом не только региональной, но и глобальной напряженности, окажет влияние на ход СВО и, в частности, поддержку западных стран Украины:
«Уже сейчас фиксируется эффект переключения внимания западной общественности и истеблишмента с СВО на конфликт на Ближнем Востоке. Это означает, что киевский режим утрачивает важнейший из своих ресурсов — внимание западной общественности. Отодвинутая на второй план Украина ведет к снижению влияния фактора СВО на рейтинги политиков западных стран. Отложенные эффекты в таком случае будут характеризоваться сокращением внимания, финансирования и политической воли, направленной на поддержку киевского режима.
К тому же в странах Евросоюза и, особенно, США и Канаде чувствуется эффект утомления Украиной, а сейчас на фоне новых угроз глобальной безопасности со стороны Ближнего Востока «украиноцентричность» новостей и ключевых политических событий отходит на второй план. Вернуть этот ресурс в рамках текущей ситуации киевскому режиму будет крайне сложно.
Другой эффект характеризуется перспективами рейтингов для Байдена и правящих в США демократов. Конфликт Израиля с ХАМАС и очевидное стремление премьера Нетанияху покончить с сектором Газы чревато открытым военным конфликтом не только с участием Хезболлы, но и вооруженных сил Ирана. Показательно, что Госсекретарь США Блинкен всячески старается умиротворить ситуацию и даже заявляет об «отсутствии доказательств» причастности Ирана к недавним атакам боевиков по территории Израиля. Эти симптоматичные высказывания показывают тупик международной политики США при Байдене: спровоцированное военное противостояние России с Украиной, а теперь и ситуация на Ближнем Востоке говорят о недальновидности позиции Байдена и вынужденной роли США как мирового жандарма с которой они, очевидно, не справляются и, как следствие, несут очевидные имиджевые издержки.
Учитывая значимость израильской темы для истеблишмента и стремление Вашингтона держать баланс с арабскими производителями нефти — текущий ближневосточный вызов можно рассматривать как потенциально способный привести к политическому кризису в США. Уже сейчас заметно, что позиции американских политиков изоляционистов, считающих, что США не должны вмешиваться в такие конфликты как СВО растет. Перспективы усиления этой точки зрения в общественном мнении США достаточно высоки. Более того, опыт предыдущих столкновений арабов и израильтян в ХХ в. чаще всего приводил к росту цен на нефть: аналогичные эффекты вполне вероятны в случае масштабной конфронтации Израиля с Палестиной и, как следствие, почти всем арабским миром. Это, в свою очередь, поставит под сомнение перспективы зеленой повестки, которая, по сути, является способом США сохранить мировое лидерство на долгосрочную историческую перспективу».
Уверены в том, что Россия получает стратегическую выгоду от диверсификации глобальных кризисов, отвлекающих внимание Запада от Украины и аналитики издания Politico:
«Кремлевские пропагандисты преподносят ближневосточные конфликты как выгодные для России, предполагая, что финансовая поддержка Украины со стороны Запада будет ослабевать по мере смещения акцентов. Внутриполитическая обстановка в США еще более осложняет ситуацию. Внутренние разногласия, о которых свидетельствует отстранение от должности спикера Кевина Маккарти, могут помешать оказанию дополнительной помощи Израилю и, как следствие, снизить внимание к Украине.
Президент Украины Владимир Зеленский утверждает, что и Россия, и Иран, ключевой сторонник ХАМАС, являются частью одной и той же сети угроз. Кремль поддерживает отношения с исламистскими боевиками, и, хотя он не является главным сторонником ХАМАС, его политическая поддержка может способствовать укреплению позиций таких группировок. Россию также обвиняют в разжигании конфликтов в других регионах, таких как Кавказ и Балканы, что приводит к обострению существующих противоречий. Опытные наблюдатели утверждают, что Азербайджан не стал бы действовать в Нагорном Карабахе без одобрения России. Аналогичным образом, Россию обвиняют в связях с сербскими ультранационалистами, указывая на ее возможную роль в балканской напряженности. В целом, независимо от того, принимает ли Россия непосредственное участие в этих кризисах или нет, они служат более широкой цели — ослабить внимание и единство Запада, обеспечив России геополитическое преимущество».