Ирина Мишина
После законопроекта о штрафах для нетрезвых электросамокатчиков сервис Superjob провел опрос, в котором приняли участие 1600 человек из разных регионов страны. Их просили ответить всего на один вопрос: «Поддерживаете ли вы законопроект о введении штрафов для нетрезвых водителей электросамокатов до 20-30 тысяч рублей?». Итоги опроса таковы: 77% россиян поддерживают инициативу. Против только каждый девятый (11%).
У всех на памяти видео, на котором водитель зафиксировал самокатчика, едущего по проезжей части на скорости более 100 километров в час. Это видео — наглядная иллюстрация того, какую опасность несут эелектросамокаты и их владельцы.
«Они безбашенные. И на мой взгляд, те, кто за рулем автомобилей, при ДТП менее опасны для окружающих, потому что они несут опасность в основном для другого автомобиля, а уже потом для человека. В результате же столкновений с водителями электросамокатов страдают в первую очередь люди», — считает генерал-лейтенант МВД Александр Михайлов.
По данным Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы, каждые полгода в столице фиксируют до 60 ДТП с участием электросамокатов и моноколес. Если посмотреть сводки несчастных случаев с участием самокатчиков, видно, что их последствия зачастую более трагичны, чем при ДТП с участием автомобиля. Вот только несколько последних резонансных случаев.
— На улице Вешняковской в Москве 18-летний электросамокатчик сбил на тротуаре 4-летнюю девочку. Маша и ее сестра-ровесница ехали на обычных детских самокатах, по правой стороне. Итог — девочка с сотрясением головного мозга, сильным ушибом ноги и переломом лобной части черепа попала в реанимацию.
— 4 июля в районе Хамовники на москвичку наехал 36-летний водитель самоката, когда она передвигалась по тротуару. У пострадавшей — закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение мозга и рана затылочной области головы.
— курьер на электросамокате сбил женщину с дочерью на Октябрьской улице Москвы 30 июля. В результате обеих пострадавших увезли на «скорой».
— 15 июля Юлия с сыном стали жертвами ДТП с электросамокатом на улице Аргуновской в Москве. Её с пятилетним сыном прямо на остановке трамвая на скорости сбил на электросамокате 21-летний парень. И маме, и сыну тоже понадобилась госпитализация с сотрясением мозга.
Сами электросамокатчики тоже нередко становятся жертвами ДТП.
Так, у всех на памяти смерть 30-летней дочери экс-министра энергетики Татарстана Алсу Фардиевой. Инцидент произошел на Мосфильмовской улице в Москве. 30-летняя Фардиева на электросамокате выехала на пешеходный переход, когда загорелся красный сигнал. Водитель BMW не успел остановиться и влетел в нее. От полученных травм девушка скончалась на месте.
Едва избежал смерти и солист балета Мариинского театра 31-летний Давид Залеев после падения с электросамоката. Молодой человек, будучи в нетрезвом состоянии, катался на Лермонтовском проспекте в Питере на двухколесном транспорте и упал, задев прохожего. Хирурги провели 31-летнему танцору трепанацию черепа и удалили гематому, посое чего ввели в медикаментозную кому.
Как известно, в Париже с 1 сентября электросамокаты запрещены. Мэр французской столицы Анн Идальго назвала такое решение «победой местной демократии. Парижане дали нам очень четкую дорожную карту, и мы будем следовать их решению», — отметила мэр. Из принявших участие в голосовании 89 процентов высказались за запрет услуг по аренде электросамокатов. Это мало кого удивило. Причина в том, что электросамокаты давно уже стали в Париже источником немалых проблем: только в прошлом году по их вине пострадали 459 человек, а трое погибли.
Почему же у нас электросамокаты никто не запрещает?
«Причина в том, что электросамокаты приносят солидные суммы в московскую казну. Подсчитано, что средняя стоимость аренды самоката за 30 мину составляет 150-300 рублей. Это немало, учитывая масштабы столицы. Электросамокаты я бы назвал финансовым водопроводом Москвы. Именно по этой причине запрещать их в ближайшее время никто не будет: это доходный бизнес. Поэтому серьезные штрафы для нетрезвых самокатчиков — такая компромиссная мера, хотя степень бедствия все хорошо понимают», — считает генерал-лейтенант МВД Александр Михайлов.
Помимо того, что электросамокаты — приличный бизнес, это во многих случаях еще и необходимость.
«Часто можно видеть картину, когда человек паркуется во дворе, после этого вынимает из багажника электросамокат и едет в нужную точку километр или больше. Таким образом человек избегает штрафов за парковку и экономит время. Статистика прокатных сервисов также показывает рост популярности электросамокатов. Государство пошло по правильному пути, признав электросамокаты транспортным средством. Но вот что касается штрафов, возникает ряд вопросов. Кто их будет взимать: ГИБДД или прокатные фирмы? Если ГИБДД, то потребуется от 3 до 5 новых сотрудников, а где их взять? В МВД и так все время жалуются на дефицит кадров», — говорит координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.
Однако, в МВД предлагают свои варианты.
«Прокатчики сами могут штрафовать нарушителей. Ведь при регистрации пользователь вводит не только ФИО, но и данные своей банковской карты или иного платежного средства — с них и можно списывать средства быстро и без проблем. А фиксировать происшествие можно, вызывая на место полицию», — считает генерал-лейтенант МВД Александр Михайлов.
Грозит ли электросамокатчикам уголовная ответственность, как, например, водителям авто, за ДТП с тяжелыми последствиями?
Пока на этот вопрос нет четкого ответа. Однако руководитель Федерации автовладельцев России и директор Национального центра безопасности движения Сергей Канаев полагает, что для начала нужно посмотреть, к каким результатам приведут новые штрафы, а потом поднять вопрос о возможной уголовной ответственности.
«Люди, управляющие любым видом транспорта, у которого есть разрешение выезжать на дороги общего пользования, должны изучать правила дорожного движения, сдавать теорию. Важно понимать, как двигаться по дорогам. Потому что основная проблема в том, что многие, управляя электросамокатами, думают, что они до сих пор остаются пешеходами и им обязаны все уступать дорогу, и иногда не знают элементарных правил, в том числе, как перестроиться на проезжей части, — говорит Сергей Канаев. — Как показывает практика Сингапура, проблема исчезла после введения этих мер».
Кроме того, по мнению Сергея Канаева, следует свести к нулю возможность проезда электросамокатов по тротуарам. Для безопасной езды использовать только велодорожки. «Не должно быть такого хаотичного движения, как сейчас, иначе травмы неминуемы», —считает эксперт.