Posted 9 октября 2023, 09:41
Published 9 октября 2023, 09:41
Modified 26 февраля, 15:02
Updated 26 февраля, 15:02
Андрей Сизов, Председатель правления ООО «Балтийский метанол»
Сокращение объемов поступающей в страну валютной выручки — наглядный тому пример. Между тем, арсенал известных средств борьбы с топливным дефицитом вовсе не ограничивается «административно-командным» инструментарием.
Еще 10 лет назад содиректор Института анализа глобальной безопасности Гал Луфт предлагал для нейтрализации «происков» американского нефтяного лобби и ОПЕК перевести американский общественный транспорт на метанол.
Вне зависимости от новых геополитических реалий, данный совет может быть актуален и для России. Особенно, с учетом запасов и сравнительной дешевизны природного газа — самого распространенного сырья для метанольного производства.
Себестоимость метанола в России достаточно низка, чтобы не учитывать этот фактор и не пытаться искать новые ниши использования этого химпродукта в национальной экономике. Тем более странно игнорировать «метанольные возможности» в борьбе с бензиновым кризисом, ведь — метанол можно использовать как топливо и для общественного транспорта, и для теплогенераций. А заменяемые таким образом нефтепродукты экспортировать или направлять для нужд аграриев и военных.
Кстати, недавно китайская автомобилестроительная компания Geely представила новый автомобиль Emgrand L Hi-X, который работает «зеленом» метаноле. Для его производства используется углекислый газ из ТЭЦ, а при работе совместимого двигателя не выделяется вредных веществ — из-за всего этого, переход на такой транспорт может значительно улучшить качество воздуха в городах.
Инженеры взяли уже существующую модель Emgrand L и оснастили ее гибридной силовой установкой, работающей как на метаноле, так и на электричестве. До 100 километров в час автомобиль ускоряется за 8,8 секунд, а запас его хода на экологических источниках питания достигает 1300 километров.
Там же, в Китае начал строиться крупный завод по переработке диоксида углерода исландской компанией Carbon Recycling International — ожидается, что ежегодно он сможет производить до 110 000 тонн пригодного для использования в автомобилях метанола. В качестве «сырья» создатели планируют использовать дымовой газ от тепловых электростанций и других сооружений. В 2023–2025 годы такие же предприятия появятся в других странах.
Важно отметить, что производство метанола ведется во многих странах мира, в том числе и в России. Но «зеленым» этот вид топлива становится только при условии, что во время его производства в природу не попадают вредные вещества. В большинстве случаев, синтез метанола нельзя назвать безопасным, но китайский завод создает его из углекислого газа и, тем самым, очищает воздух. Получается, что это и есть тот самый «зеленый» метанол.
Разумеется, что просто так заливать метанол в баки обычных автомобилей нельзя. Надо переделывать двигатели и топливные системы. И конечно для массового использования нового вида топлива потребуется тысячи и тысячи АЗС. Однако в стратегическом смысле переход на метанол может стать весьма выгодным и полезным делом.