Posted 6 октября 2023,, 12:15

Published 6 октября 2023,, 12:15

Modified 6 октября 2023,, 12:18

Updated 6 октября 2023,, 12:18

Удастся ли правительству обуздать бензиновый кризис в стране?

«Ценовой пузырь сдуется»: эксперт оценил попытку кабмина снизить цены на бензин

6 октября 2023, 12:15
Фото: 1MI
Удастся ли правительству обуздать бензиновый кризис в стране?
После шквала жалоб со стороны представителей топливного рынка правительство приняло решение вернуть нефтяным компаниям в полном объеме демпфер, который был уполовинен с сентября текущего года. Изменит ли это цены на АЗС и ситуацию с топливом в стране?
Сюжет
Бензин

Анна Скудаева

Утром 6 октября кабмин разместил на официальном сайте сообщение о системных мерах, принятых для стабилизации топливного рынка в стране.

Тройной удар: пошлины, демпфер квоты

В первую очередь, правительство внесло поправки в Налоговый кодекс и восстановило с 1 октября топливный демпфер, вернув ему коэффициент 1,0 вместо 0,5. В кабмине пояснили, что возврат демпфера позволит увеличить размер компенсации нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ) выпадающих доходов при продаже моторного топлива на внутреннем рынке.

Во-вторых, власти увеличили нормативы продаж дизеля и бензина 5-го класса на бирже: по бензину обязательная доля повышена с 13% до 15%, по дизелю — с 9,5% до 12,5%. Эта мера должна снизить дефицит топлива на АЗС.

В-третьих, правительство ввело заградительную пошлину на перепродажу нефтепродуктов — 50 тысяч рублей за тонну для перекупщиков.

При этом власти разрешили производителям без ограничений экспортировать дизтопливо, доставляемое в морские порты трубопроводным транспортом, при условии поставки половины «дизеля» на внутренний рынок. Топлива на заправках благодаря этому должно стать больше, а цены на него — ниже, полагают в правительстве. Но что думают по этому поводу независимые эксперты?

Движение по инерции

По мнению главного директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов (ИЭФ) Алексея Громова, принятые правительством меры носят «взвешенный и разумный характер».

«Меры, принятые и по ценам, и по демпферу, и по дизтопливу, направлены на то, чтобы „остудить“ внутренний рынок», — сообщил эксперт в беседе с «Новыми Известиями».

По мнению Алексея Громова, идея уполовинить демпфер с 1 сентября «была опасной».

«Весной этого года, когда правительство выступило с инициативой уполовинить демпфер ради сокращения бюджетных расходов, ситуация была другой на мировом рынке: низкие мировые цены на нефть, дисконты, провал по нефтегазовым доходам. Мы двигались по инерции: принятое весной решение пытались реализовать осенью, когда условия уже были иными. А это контрпродуктивно для рынка», — рассказал Алексей Громов.

Он пояснил, что сейчас, в отличие от весны, цены на нефть восстановились до досакнционных уровней — до 70, 75, а порой и до 80 долларов за баррель.

«Ситуация с нефтегазовыми доходами страны сейчас лучше той, что была весной, она не так страшна, как в начале года. Тогда нефть марки Urals продавалась по 40 долларов за баррель, а Brent — за 80. Ну, а сейчас Urals — 70+, 75+. Мы можем позволить себе отказаться от сокращения демпфера, поскольку по другим статьям нефтегазовых доходов мы видим структурное улучшение», — пояснил эксперт.

«Можем себе позволить»

По его словам, сегодня Россия зарабатывает на нефти значительно больше денег, чем зимой. Открывая экспорт нефтепродуктов, правительство сознает, что это прибыльно: условия на рынке в данный момент хорошие.

«Решение для рынка принято правильное. Бюджет с учетом других статей поступлений от нефтепродуктов может себе позволить эти меры без радикальных последствий. Правительство признало, что прежнее решение было ошибочным, и оперативно „отыграло назад“. То, что правительство умеет признавать ошибки и оперативно их исправлять, — это позитивный момент», — убежден Алексей Громов.

Комментируя другие пункты пакета постановлений правительства, связанных с ситуацией на топливном рынке, эксперт ИЭФ также назвал их правильными.

«Правительство реально посмотрело на ситуацию с „серым экспортом“. Введена правильная пошлина в размере 50 тысяч рублей. Раньше пошлина составляла 20 тысяч рублей, и в таких условиях экспортная альтернатива была для ряда продавцов выгоднее на те же 20 тысяч рублей: компании все равно получали прибыль. Введение пошлины в размере 50 тысяч рублей гарантированно уничтожает прибыль и искушение перекупщиков продать продукт на внешнем рынке», — пояснил Алексей Громов.

Квота как компромисс

Решение правительства об обязательном увеличении квот на продажу топлива на внутреннем рынке Громов назвал «компромиссом».

«Компании боролись за возвращение демпфера, а правительство — за увеличение продажи на внутреннем рынке», — пояснил он.

По мнению Алексея Громова, вертикально-интегрированным компаниям (ВИНК), имеющим активы как в сфере добычи, так и в области сбыта, в сложившихся условиях было проще осуществлять поставки нефтепродуктов по внутренним ценам.

ВИНКи, владеющие АЗС и нефтебазами, не были заинтересованы в увеличении квот продажи нефтепродуктов на внутреннем рынке. Однако принятое властями решение о повышении объемов продаж топлива на бирже должно в перспективе привести к нормализации как цен, так и общего положения дел на рынке.

«Это хорошее решение для оздоровления ситуации на рынке нефтепродуктов. Оно отразится на кошельках россиян: правительство создало стимул, благодаря которому, если все будет реализовано, как задумано, цены на нефтепродукты „успокоятся“», — убежден эксперт.

Дистиллят преткновения

В целом решение правительства представитель ИЭФ считает очень «хорошим и правильным». Однако есть опасение, что принятых кабмином мер может оказаться недостаточно для полной нормализации ситуации на нефтяном рынке. «Камнем преткновения», по мнению Алексея Громова, в ближайшее время может оказаться сохраняющийся экспорт средних дистиллятов, который пока никак не регламентирован.

Средние дистилляты представляют собой полуфабрикаты, которые могут быть использованы как сырье для производства светлых нефтепродуктов.

«Цены на средние дистилляты на мировых рынках очень хорошие. У нефтеперерабатывающих компаний может возникнуть соблазн увеличить экспорт средних дистиллятов, которые на внутреннем рынке особым спросом не пользуются, но в итоге эти поставки могут повлиять на внутренний рынок», — полагает Алексей Громов.

Он пояснил, что в силу технологических особенностей каждый НПЗ может производить широкую линейку нефтепродуктов: и дизтопливо, и бензин, и авиакеросин, и топочный мазут, и средние дистилляты.

«Вопрос в процентном соотношении выхода продукта. Можно загрузить НПЗ так, чтобы максимально выпускать дизтопливо, а можно — и никто не запретит — увеличить долю выхода средних дистиллятов, которые не подпадают под регулирование, в результате чего выход дизтоплива будет меньше. Если экспорт средних дистиллятов будет на высоком уровне, то повышение доступности дизтоплива будет происходить медленнее, чем этого хотело бы правительство. По средним дистиллятам надо создавать регулирование. И решение нужно принимать здесь и сейчас», — убежден Алексей Громов.

Цены рухнут. Но насколько?

Алексей Громов полагает, что системные меры, принятые сегодня правительством, начнут уже довольно скоро позитивным образом сказываться на внутренней ситуации с топливом в стране. Одним из сопутствующих положительных факторов этого процесса станет сезонность сельхозработ.

«Ситуация будет нормализовываться. Для рынка хорошо то, что мы уходим от высокого спроса со стороны аграриев. Осталась примерно две недели — и сбор урожая закончится. Беспрецедентный рост цен на топливо произошел в июле–августе. В начале лета тоже был небольшой всплеск цен, но не такой критичный, как во второй половине лета. Если сейчас все будет гладко, то ценовой пузырь „сдуется“, рынок вернется к показателям начала лета этого года», — прогнозирует эксперт.

Напомним, с начала года бензин на АЗС подорожал на 9,9%, дизель — на 11,3% при общем уровне инфляции в 4,32%.