Ирина Мишина
«Роснано» была создана в 2007 году как инвестиционная компания. Ее задачей было искать и находить на рынке перспективные структуры, связанные с нанотехнологиями, вкладывать в них деньги и помогать развиваться. Схема простая: если новая, молодая фирма добивается успеха — Роснано богатеет, если результата нет — деньги потрачены зря.
Никто на этот вопрос толком ответить нам так и не смог. Деятельность этой структуры вообще овеяна тайнами. Обрывочная информация из разных источников такова. На 2017 год 100% акций АО «Роснано» находилось в собственности правительства России. До 2022 АО «Роснано» содействовала в реализации государственной политики по развитию наноиндустрии, инвестируя напрямую и через инвестиционные фонды в высокотехнологичные проекты, среди которых: ядерная медицина и медицинское приборостроение, нанобиофармацевтика, наноэлектроника и энергоэффективность.
Финансовые проблемы в «Роснано» за последнее десятилетие нарастали, как снежный ком. Дела усугубились из-за санкций. Однако, все началось намного раньше. В 2019 году компания окупила правительственные инвестиции в размере 132,4 млрд заплаченных с 2007 года. А уже в ноябре 2021 торги облигациями компании были остановлены, к концу 2020 года у компании накопился чистый убыток в 120 миллиардов рублей, из которых 20 были выплачены. Более 70 миллиардов рублей инвесторов «зависли».. В Июне 2022 новое руководство компании в лице Сергея Куликова пыталась избежать банкротства и реструктурировать долги. В нынешнем году за первое полугодие чистый долг компании вырос до 95 млрд руб. из-за «снижения краткосрочных финансовых вложений».
Судя по всему, кредиторы, среди которых основным был Совкомбанк, пытались идти навстречу «Роснано» и «вытянуть» из долгов. В январе 2022 года в «Роснано» даже договорились о реструктуризации задолженности с «Совкомбанком». Часть задолженности на 15 млрд руб. перед банком будет погашена досрочно. Но в октябре 2022 года «Роснано» не смогло исполнить обязательства перед кредиторами по шестой серии облигаций. Выплаты по долгам «Роснано» были произведены Минфином…
С 2008 по 2020 год «Роснано» руководил Анатолий Чубайс, но он покинул Россию в марте 2022 года. С этим моментом и связывают стремительный закат «Роснано». Очевидно, чтобы вменить беглому реформатору все его грехи перед родиной. О долгах «Роснано» и беглом Чубайсе даже публично высказался президент в ходе ВЭФ.
«Я не понимаю, чего он удрал? Понимаете, может быть, связано еще с тем, что идут сложные процессы в этой структуре нанотехнологий, которую он возглавлял долгие годы, и там большая дыра, огромная дыра финансовая. Я сейчас не буду даже цифры называть, большие цифры. Может быть, он опасается, что в конечном итоге это все приведет к возникновению каких-то уголовных дел, поэтому в Израиле даже перешел на нелегальное положение», — ответил Владимир Путин на вопрос об эмиграции Анатолия Чубайса, который ему задали на Восточном экономическом форуме 12 сентября.
«У „Роснано“ был „зонтичный“ бренд — Чубайс, под которого все это и создавалось, и пока он был при делах, все закрывали глаза на эффективность „Роснано“. Как только пришло новое руководство, выяснилось, что у Роснано дыра в балансе, кредиторы отказываются реструктурировать долги, в общем доверия к этой структуре нет никакой, хотя она вроде как и почти под государством. Лично я никогда не стал бы покупать облигации Роснано. Сейчас на рынке облигаций большой выбор, и есть более солидные структуры. Спасут или нет „Роснано“, вопрос открытый», — заявил «НИ» доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра институционально-эволюционной экономики Андрей Верников.
«Модель, применявшаяся при создании „Роснано“, с самого начала была провальной. Потому что компания создавалась на государственные деньги. При том, что ее вложения были чрезвычайно рискованными: дай бог, если из десяти проектов один „выстрелит“. При этом остальные проекты похоронят деньги налогоплательщиков», — считает профессор, доктор экономических наук Никита Кричевский. Структура создавалась как синекура для господина Чубайса. И огромные средства были направлены ему для того, чтобы он чем-то занимался и получал пенсию от своих трудов, коими отметился в 90-е и «нулевые».
«Роснано» создавалась под конкретного человека и работала в стиле этого самого человека. Но нанотехнологии — специфическая отрасль, новая, хотя применять ее можно в различных отраслях от фармацевтики до электроники. И компания шла по этому пути, делая ошибки, но все равно двигаясь вперед. Однако, после ухода Чубайса и тем более после его отъезда в Израиль к «Роснано» начали относиться более пристрастно. Не исключено, что опять же в связи с личностью Анатолия Борисовича.
Почему это новое направление в России, по сути, провалилось?
«"Роснано» занималась в общем нужными и полезными делами — искала новые технологии, что для России очень важно, особенно сейчас, в условиях технологический изоляции. В мире такие структуры существуют, и вкладывая в них деньги, все понимают, что 100% отдачи быть не может. Какой-то проект «выстрелит», какой-то нет. Ожидать полного эффекта невозможно, потому что это по большей части эксперименты. Но все равно, это шаг к новейшим технологиям. Такие структуры вообще существуют не для зарабатывания денег, а для результата, прорыва. Здесь не подойдет схема «вложил деньги — получил доход». Вопрос в том, что у нас не было создано эффективного инструмента контроля за результатами «Роснано». На мой взгляд, таким структурам надо давать шанс, создав специальные инструменты для оценки их деятельности. Если мы хотим достичь технологического суверенитета, надо двигаться в этом направлении дальше», — заявил «НИ» директор Института нового индустриального развития Сергей Бодрунов.
Эксперты, однако, считают, что мода на нанотехнологии в России прошла. Ставку на нанотехнологии действительно делали в нулевые годы, но она себя не оправдала. Сейчас в науке новые приоритеты — цифровизация, искусственный интеллект. Именно в это сейчас государство вкладывает деньги и средства. А о нанотехнологиях уже несколько лет не говорит никто, кроме Роснано.