Заплатит и безупречный: кабмин составил план по штрафам для россиян

2 октября 2023, 22:27
Штрафы становятся важной кормушкой для федеральной казны — так свёрстан бюджет на 2024–2026 годы. За что еще придётся платить людям?

Мария Соколова

Минфин предусмотрел на следующий год фантастические расходы федерального бюджета: 36,66 трлн рублей. Это сразу на 7,6 трлн рублей или 26% больше, чем было запланировано на текущий 2023 год. Ещё и дефицит должен сократиться с 2,9 трлн рублей до 1,6 трлн рублей. Денег понадобится много, очень много! Соберут их с россиян. Люди, по-прежнему, «новая нефть». Одним из важных источников пополнения федеральной казны станут штрафы и возмещение причинённого ущерба.

Плановые наказания. Сколько штрафов планируют собрать с россиян

Если к концу 2023 года Минфин планирует наказать граждан почти на 119,62 млрд рублей, то в 2024 году эта сумма вырастет на 17,5% — до 140,58 млрд рублей. В 2025 году штрафы и возмещение ущерба должны увеличиться ещё на 5,1% — до 147,77 млрд рублей, а в 2026 году прибавят ещё 2,6% и соберут 151,65 млрд рублей. Всего за предстоящую трёхлетку бюджет должен пополниться ровно 440 млрд рублей.

То, что в итоге получается идеально ровная сумма — либо чудесное совпадение, либо сначала был поставлен план по поступлениям в бюджет, а потом под него подогнали сборы штрафов. Почти как план продаж…

Начнём с хороших новостей. Штрафы за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств перед федеральным государственным органом постепенно сократятся с 5,8 млрд до 4,9 млрд рублей в год. Под эту категорию попадают, например, штрафы за неисполнение предписаний ФАС. Также сократятся сборы штрафов, установленные уголовным кодексом РФ с 4,73 млрд рублей до 4,48 млрд рублей. Напоследок снизятся доходы от денежных взысканий, поступающих в счёт погашения задолженности, возникшей до 1 января 2020 года. Сборы задолженности по старым штрафам сократятся с 3,09 млрд рублей до 2,11 млрд рублей в год. Больше порадовать нечем.

Наибольшая прибавка придётся на «платежи, уплачиваемые в целях возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн». То есть на платежи в систему «Платон». Считается, что любой грузовик, даже пустой, наносит ущерб дорогам. Если в 2023 году сборы в «Платон» должны составить 42,25 млрд, то в 2024 году — 46,53 млрд рублей, в 2025 — 52,08 млрд рублей, в 2026 году — 54,65 млрд рублей. Рост на 29,3% за 3 года!

Ожидается, что в феврале 2024 года тариф для проезда грузовиков по федеральным трассам увеличится с нынешних 2,84 рубля/км до 2,99 рубля/км. Индексация стала ежегодной традицией «Платона». Кроме этого в России становится всё больше дорог, за проезд по которым приходится платить владельцам грузовиков. В период с 2018 по 2021 в федеральную собственность было передано 9 тыс. км дорог. А в период с 2021 года по 2031 в федеральную собственность должны быть переданы ещё 8,3 тыс. км дорог. Так за 13 лет федеральная дорожная сеть должна вырасти почти на треть. Где-то строят новые дороги, а где-то просто меняют статус дороги: федеральные трассы обычно содержатся в лучшем состоянии, чем региональные.

Естественно, транспортные компании включат дополнительные издержки в цену своих услуг. Им сейчас не до альтруизма. После нескольких лет проблем с поставками новых грузовиков пришла пора обновлять автопарки. В августе 2023 года продажи новых грузовых автомобилей выросли в 2,3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Россия уверенно вышла на 3 место в мире по продажам грузовиков, оттеснив Германию. Впереди только США и Китай. Бизнес не оставляет выбора: обновление автопарка — это необходимость. А цены выросли в разы. Самая популярная иномарка — китайский тягач Sitrak C7H стоит примерно 10–12 млн рублей.

Бизнес тоже заставят раскошелиться

Заодно вырастут штрафы «за административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций». В 2023 году государство должно собрать с провинившегося бизнеса 4,27 млрд рублей, в 2024 году — 5,57 млрд рублей, в 2025 году — 5,73 млрд рублей, в 2026 году — 5,45 млрд рублей.

Пик давления на бизнес придётся на 2025 год — сборы вырастут на 34,2%. Ещё в мае 2023 года Владимир Путин давал поручение РСПП проработать предложения по снижению силового давления на бизнес. Как видно, положительного влияния на финансы предприятий нововведения не окажут. Последние реформы направлены в первую очередь на сокращение числа поводов для длительного тюремного заключения людей, обвиняемых по экономическим статьям. В правительство поступало предложение снизить штрафы для предпринимателей прошлым летом, но в кабмине его отвергли, посчитав, что авторы не предоставили весомых обоснований.

Если заплатит предприниматель — значит заплатит и конечный потребитель. Иного не дано. А это ещё один фактор, который будет сопротивляться снижению инфляции. Денег в федеральном бюджете будет много, а вот деньги в карманах людей никто не обещал.

#Общество #Цены #Бизнес #Новые штрафы #Аналитика #Штрафы для дальнобойщиков #Штрафы для бизнеса #Штрафы для водителей #Россияне #Штрафы 2023 #Мария Соколова #Россия #Бюджет #Штрафы #Власть и народ #Автомобили
Подпишитесь