Posted 27 сентября 2023, 12:24
Published 27 сентября 2023, 12:24
Modified 27 сентября 2023, 12:26
Updated 27 сентября 2023, 12:26
В ближайшее время эту инициативу направят в правительство. Напомним, что недавно «Новые Известия» уже сообщили о том, что юридический статус владельцев электросамокатов и СИМ во многом сравняется со статусом автовладельцев. К примеру, этими средствами нельзя будет управлять в нетрезвом состоянии. Их владельцев обяжут проходить освидетельствование на состояние опьянения и останавливаться по требованию ГИБДД. Теперь же стали известны детали. В частности, размер штрафа за пьяную езду для водителей СИМ будет таким же, как для автомобилистов, — 30 тыс. рублей. Ранее за это предлагали наказывать штрафом в размере лишь 10 тыс. рублей.
Сенаторы хотят штрафовать и за причинение вреда здоровью легкой и средней тяжести со стороны велосипедистов и водителей СИМ. Кроме того, предусматривается наказание за перевозку детей на самокате.
В законопроекте сенаторов Клишаса и Шейкина предусмотрены также и штрафы за нарушение самокатчиками скоростного режима. Так, за превышение скорости более чем на 20 км/ч водителям СИМ в случае принятия законодательной инициативы будет грозить штраф от 4 тыс. до 5 тыс. рублей.
Эксперты довольно скептически отозвались об этих мерах. Так видео-блогер канала FastMotion Максим Хохлов в своем комментарии каналу «Куда катимся» сказал:
«Штрафовать за пьяную езду надо было с самого начала. А что касается плюс 20 км/ч — не гоняйте, и всё будет хорошо. 25 км тоже вполне себе нормальная скорость. Непонятно только, как будут фиксировать все эти нарушения. У машины есть номер, и камеры его считывают. У самоката нет никакого номера, так что, полицейские с радарами за ним будут бегать, что ли? Пока это непонятно».
А экономист Алексей Кричевский недоумевает:
«Пьяных самокатчиков хотят штрафовать на 30 тысяч. Сенаторы предложили закон, по которому поддатых людей на электросамокатах или велосипедах будут штрафовать на 20-30 тысяч рублей за пьяную езду или отказ от медосвидетельствования. Я прямо жду теперь новостей типа „погоня за самокатчиком“, „велорецидивист“, или что-то типа. И дико хочу посмотреть на копов на самокатах. Мотобатальон же есть, значит, должен быть вело- или самокатобатальон! Давай, СовФед, дай джаза в этой дыре!»
Между тем, нельзя не отметить быстро растущее число происшествий с курьерами и на электробайках, отмечает эксперт канала REDACTED P6. По его мнению, это говорит о том, что этот транспорт должен регулироваться так же жестко, как и электросамокаты:
«Однако если самокаты „очень нужны“ Сергею Собянину и другим градоначальникам, то электробайки всеми возможными способами (в частности, лоббистскими) защищают крупные компании-доставщики. Предполагается, что „спешивание“ курьеров снизит сверхприбыли „Яндекса“ и прочих игроков на 15-20%».
И ведь правда: только в Москве за прошедшие выходные произошло несколько тяжких ДТП. Вот два из них: на севере Москвы курьер «Яндекса» сбил ребенка, а на востоке столицы еще один столкнулся со встречным автомобилем. «Практика также показывает, что выделенные „велодорожки“ (именно велосипедистов на них минимум) никак не снижают аварийность и опасность СИМ как для пешеходов, так и для ездоков», — заключает эксперт.
Известно, что количество ДТП с участием СИМ в 2022 году выросло на 40%. За первое полугодие текущего года количество ДТП по сравнению с аналогичным периодом 2022 года выросло на 181,9%, число пострадавших — на 183,2%.
В этой связи любопытен опыт дружественной Сербии, где только что Был принят новый закон о безопасности дорожного движения, в котором впервые упоминаются электрические велосипеды и самокаты. Он вступил в силу 15 сентября, и уже выписывают штрафы за его нарушение.
Поправки к этому закону предусматривают, что водители скутеров должны носить шлем и жилет. Они не могут использовать наушники во время вождения, а также перевозить других людей или вещи.
Детям от 14 до 18 лет разрешается ездить на электросамокатах по дорогам общего пользования, при этом на самокатах должна быть наклейка, на которой указана мощность электродвигателя, расчетная скорость и масса транспортного средства.
Закон также предусматривает, что водителям скутеров запрещено передвигаться по дорогам общего пользования, где нет велосипедной дорожки, и где скорость движения превышает 30 километров в час.
Эксперты говорят, что в таких странах, как Австралия и Америка, это защитное оборудование было отменено: выяснилось, что именно из-за таких правил люди меньше используют эти средства передвижения.
По их мнению, безопасность велосипедистов возрастает, если их больше — водители привыкают к их присутствию на дорогах и относятся к ним более внимательно.