В среду 27 сентября польский премьер Матеуш Моравецкий пригрозил Украине ввести эмбарго на товары и продукты из Украины, если та срочно не отзовёт свой иск в ВТО, направленный на запрет поставок в Польшу зерна. Подобные угрозы появляются неспроста.
Прошло уже более двух месяцев после выхода России из зерновой сделки, но в Европе до сих пор не придумали, что же делать с украинским зерном. Поставки по «коридорам солидарности», то есть согласованным маршрутам транзита зерна из Украины в третьи страны по территории ЕС, позволили Украине экспортировать 53 млн тонн сельскохозяйственной продукции на 38 млрд евро. Но представители министерств сельского хозяйства Чехии, Венгрии, Польши и Словакии заявили, что часть продукции всё-таки оседает в их странах, особенно в Польше, и вредит местным фермерам. Из-за этого весь агроэкспорт Украины оказался под угрозой. Просто бизнес, ничего личного…
Чиновники европейских стран и Украины предлагают разные варианты урегулирования ситуации, но они пока не востребованы.
Вместо этого украинское и польское руководство обмениваются колкостями, которые в нынешней ситуации могут иметь далеко идущие последствия. Владимир Зеленский с трибуны ООН обвинил Польшу в поддержке России. Не удивительно, что президент Польши Анджей Дуда воспринял это высказывание как оскорбление всей нации.
Конфликт между вчерашними друзьями только усиливается. Значит, это кому-то нужно. Разбираемся, кто подогревает раздор, и кто может выйти из него победителем.
Можно во всех бедах винить коварных политиков, но в современном информационном мире необходимо, чтобы любые действия властей находили одобрение и поддержку в обществе. Политолог Юрий Светов считает, что в случае с Украиной и Польшей это не проблема — исторических разногласий у них предостаточно.
— Исторических оснований для ухудшения отношений между Польшей и Украиной сколько угодно. Украина и Польша всегда были конфликтными государствами. Наиболее близкая по времени история — это Волынская резня, в ходе которой Бандера и его приспешники, которые сейчас на Украине признаны героями, вырезали поляков. И поляки не могут забыть этой ситуации. Поэтому конфликтная ситуация есть, а самое главное, что в Польше начинают понимать, что они могут своими руками создать Украину, которая будет конкурентом Польши во многих отношениях. И им это совершенно не нужно.
Близкой позиции придерживается и политолог Дмитрий Журавлёв.
— Все отношения Польши и Украины — это отношения враждебные. Никогда там реального союза не было. Польша воспринимает Украину как взбесившуюся колонию, которая, видите ли, посчитала себя самостоятельным государством, которую надо обязательно поправить и объяснить ей, что у холопов одно место — в хлеву. Поляки украинцев презирают, украинцы поляков ненавидят.
Нынешний конфликт лёг на очень благодатную почву, и может быть использован в корыстных целях. Разбираемся, в чьих именно.
Позицию Варшавы по поводу возникшего конфликта чётко описал в интервью польскому изданию Do Rzeczy польский же политолог Павел Мусялек. По его мнению, конфронтация с Украиной выгодна польскому правительству накануне предстоящих выборов. А сложная экономическая ситуация (Польша потратила 3% своего ВВП на поддержку Украины, военные расходы по итогам 2023 года должны составить 4% ВВП) демотивирует политиков ликвидировать конфликт. Политика поиска внешнего врага для решения внутренних проблем всегда и во всем мире работает безотказно. Павел Мусялек не ожидает скорого прекращения конфликта.
Профессор Финансового университета при Правительстве РФ Константин Симонов тоже указывает на то, что такое развитие событий выгодно польским властям, поскольку оно отражает требования и беспокойство народа.
— Если партия Дуды считает, что польский избиратель хочет именно этого, это уже важно. Допустим, они все это делают для того, чтобы обеспечить своей партии продление доминирования. Но это же означает, что власти осознают: такого развития событий хочет электорат. Это означает, что польский избиратель не хочет видеть украинское зерно у себя. Польский избиратель не собирается экономически помогать Украине и не хочет из своего кармана вытаскивать деньги на поддержку Киева.
Выборами в Польше и стремлением Украины заработать хоть какие-то деньги на экспорте продовольствия дело не заканчивается. Дмитрий Журавлёв поясняет, что нынешний конфликт более многогранный — он напрямую затрагивает интересы США и Европы.
— ЕС уже четко определился, что он за Украину. С американцами чуть посложнее, потому что они, в принципе, за Польшу. При этом у них с «Правом и Справедливостью» отношения не самые радостные. Туск-то ЕС-овский кандидат (Дональд Туск — лидер партии «Гражданская платформа», которая является главным конкурентом правящей партии «Право и справедливость» Ярослава Качиньского. Прим.ред.), а «Право и справедливость» вроде как американские, но при этом у них с Америкой куча взаимных противоречий. То есть Америке нужно, чтобы Польша помогала Украине воевать, чтобы зерном Украина платила за оружие, но при этом в какой-то момент это может дать обратный эффект, потому что ну любит «Право и справедливость» Америку. Они трамписты по психологии.
Напомним, что Польша прекратила поставки оружия Украине, сосредоточившись на собственном перевооружении.
Международную подоплёку конфликта не скрывают в самой Польше. На польском телеканале TVP сообщают, что Германия и Франция обещали Украине ускоренное вступление в ЕС, если Киев поспособствует смене нынешнего правительства Польши. Сейчас именно Варшава является главным противником изменения договоров, которые определяют правила принятия новых членов. То есть, по сути, Украина сейчас стала жертвой борьбы за власть между ЕС и США.
Не зависимо от того, кто и зачем спровоцировал конфликт — он всё равно рано или поздно закончится. А значит будут победитель и проигравший. Дмитрий Журавлёв указывает на то, что Польша сейчас в условиях зерновой войны и искусственных торговых ограничений явно в лучшем положении. А Украину спасёт лишь что, что падать ниже уже некуда.
— В принципе, Польша от ограничений практически не пострадает — она пострадает от их отсутствия. Зато для Польши выгодно, чтобы Украина воевала с Россией, а не дулась на Польшу. Украина же должна сильно пострадать от зерновых ограничений, потому что ей, собственно, больше поставлять нечего. Но с третьей стороны, все, что она поставляет, она уже потратила — то есть это не ее зерно. Поэтому по большому счету Украине это не очень страшно. Ее уже ограбили. Украина в полном тупике, и ей по большому счету все равно, будет в этом тупике углов на один больше или нет.
Политолог Олег Макаренко считает, что существует только одни фактор, который определит победителя — это вовсе не стабильность экономики, а отношения с США.
— Чем это закончится? А это зависит от того, кто кому больше нужен. Точнее, кто больше нужен их «старшему товарищу» — Соединенным Штатам Америки. Думаю, что Украине здесь практически ничего не светит.
Юрий Светов тоже полагает, что победителя между Польшей и Украиной будут выбирать США. И произойдёт это во второй половине октября.
— США — начальники. Они не хотят, чтобы их сателлиты между собой ссорились. Польша и Украина получили команду от американцев прекратить эти разногласия и стать в строй государств, которые выполняют соответствующие требования. Сейчас они поторгуются. В более сложном положении находится Польша, потому что 15 октября у них выборы, они вынуждены считаться с теми требованиями, которые выдвигают их фермеры, которым не нужно украинское зерно. С другой стороны, есть давление США, которые приказывают: ребята, давайте помиритесь, чтобы не было конфликтов. Поэтому я думаю, что торг будет продолжаться, поляки будут пока сопротивляться, — до дня выборов. А вот когда выборы пройдут, тогда будет более очевидно, кто будет уступать — Украина или все-таки Польша.
Если США захотят угомонить Польшу с Украиной и сделают это, тогда в Европе всё останется по-прежнему. Иначе мы можем стать свидетелями очень больших перемен.
Бывший министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский ещё в январе 2023 года заявлял, что Варшава рассматривала вариант аннексии западных регионов Украины. Для подобных заявлений есть основания. Военный эксперт и лидер общественной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана» Франц Клинцевич отмечает, что нынешнее перевооружение Польши может сделать её армию сильнейшей в европейском блоке НАТО с численностью военнослужащих до 300 тыс. человек. Польша заказала в кредит у Южной Кореи 1000 танков К-2 «Чёрная панера», 900 САУ К-9, самолёты FA-50, у США заказала системы HIMARS, самолёт F-35 и танки Abrams (250 танков уже прибыли на территорию Польши). Западная Украина стала первым кандидатом на ввод польской армии — уточняет Клинцевич.
— Какую-то суперсерьезную угрозу они для нас не представляют. Ряд авантюр они, конечно, продумывают, некие планы у Польши существуют, но, честно говоря, не думаю, что они на них решатся. Максимум, на что могут пойти — ограниченный ввод войск на Западную Украину. Они хотят закупить 1500 танков с учетом того, что у них еще свои на вооружении остались. По цифрам — это армия вторжения. Понятно, что Польша начала активную подготовку к чему-то.
Дмитрий Журавлёв поясняет, что юридические основания для интервенции уже имеются: Зеленский и Дуда подписали соглашение о послевоенном восстановлении.
— Они могут воспользоваться этим новым договором и ввести войска на Западную Украину. В соответствии с договором, который Дуда и Зеленский подписали, Польша имеет право по своей инициативе вводить армию в Западную Украину и решать там полицейские задачи.
Политолог Сергей Марков указывает на то, что идея расширения Польши и создания «Междуморья» совсем не нова, а теперь может использоваться американскими властями.
— Идея была выдвинута впервые аккурат после Первой мировой войны маршалом Юзефом Пилсудским и заключалась в следующем: создать силами польских властей новую Европейскую конфедерацию, в которую вошли бы страны, расположенные между Черным, Эгейским, Балтийским и Адриатическим морями. Вашингтон же хочет использовать Варшаву, чтобы в случае необходимости «тормозить» Германию и Францию, которые в последние годы активно демонстрировали независимость от Штатов.
А Украина при реализации плана «Междуморья» может оказаться лишним конкурентом — добавляет Юрий Светов.
— Украина утверждает, что в результате войны в Россией она создаст такую армию, которая будет одной из самых победоносных армий в Европе. Ак поляки говорят, что они 4% своего бюджета готовы потратить на армию, претендуют на то, чтобы их армия была первой в Европе, отодвинув даже турецкую. Поляки хотят быть «точкой опоры» американцев, американским хабом в вопросе вооружений. Поэтому им такие конкуренты, как Украина, совершенно не нужны.
Вот так незамысловатый на первый взгляд экономический конфликт может привести к очень большим переменам в Европе. Если будет реализован сценарий с интервенцией польской армии в Украину, тогда и Россия наверняка не останется в стороне.