В издательстве «Книжники» в переводе Олега Алякринского вышла книга британского раввина и философа Рабби Джонатана Сакса (1948–2020) «Не во имя Господа. Против религиозного насилия». В ней писатель обращается к феномену насилия, совершаемого от имени Бога, и рассматривает его с точки зрения духовного лидера. С разрешения издательства «Новые Известия» публикуют фрагмент главы «Альтруистическое зло».
Мы привыкли видеть на телеэкранах и в социальных сетях зрелища, которые, как нам казалось, переносят нас в Средние века. Обезглавленные заложники. Зарубленные топорами солдаты. Заживо сожжженный йорданский летчик. Вырезанное ни в чем не повинное население. Хладнокровно убитые школьники. Ставшие жертвами сексуального насилия и проданные в рабство девочки. Десятилетние шахиды-смертники. В опубликованном в феврале 2015 года докладе Комитета ООН по правам ребенка говорится о массовых казнях мальчиков боевиками ИГИЛ*, об обезглавливании или о закапывании живьем детей. Христианские храмы, синагоги и мечети были стерты с лица земли, святые места осквернены, верующие убиты во время молитвы, а христиане похищены и распяты. Древние общины изгнаны из родных мест.
Христиане систематически подвергаются гонениям во многих уголках мира. На Ближнем Востоке они повсеместно сталкиваются с угрозами, тюремным заключением и смертью. В Афганистане христианство практически искоренено. Последняя уцелевшая церковь была сожжена дотла в 2010 году. Тем, кто принимает христианство, грозит смертный приговор. В Сирии примерно 450 тысяч христиан стали беженцами. Представители других религий, в том числе мандеи, езиды, бахаи, и принадлежащие к мусульманским религиозным меньшинствам также подвергались преследованиям вплоть до насильственной смерти.
В Египте пять миллионов коптов живут в тотальном страхе. В 2013 году в результате так называемой египетской хрустальной ночи, крупнейшей с XIV века атаки на христиан, были взорваны или сожжены более 50 церквей. Коптских девочек похищают, против их воли обращают в ислам и насильно выдают замуж за мужчин-мусульман. За попытку вернуться к своей, христианской, вере их ждет тюрьма или смерть.
В 2001 году в Ираке проживали 1,5 миллиона христиан, сегодня же — едва ли 400 тысяч. В 2014 году ИГИЛ* инициировала массовые казни христиан через обезглавливание, объявив, что всякий, отказавшийся исповедовать ислам, будет «убит, распят или ему отсекут руки и ноги». Христиан изгнали из Мосула, второго крупнейшего в Ираке города, где они проживали более шестнадцати веков.
В Судане с 1984 году боевики арабского мусульманского ополчения «Джанджавид» убили, по разным оценкам, 1,5 миллиона христиан. В Пакистане христиане живут в постоянном страхе. В ноябре 2010 года Асия Норин Биби, христианка из провинции Пенджаб, была приговорена к смертной казни через повешение за нарушение пакистанского закона о богохульстве. Обвинению предшествовал инцидент, когда она выпила воды вместе с работниками фермы — мусульманами**. Те заявили, что она, будучи христианкой, не имела права касаться чаши для питья. Начался судебный процесс. Работники обвинили ее в богохульстве. Когда я пишу эти строки, она все еще находится в камере- одиночке, дожидаясь решения по апелляции на смертный приговор***.
Век назад христиане составляли до 20% населения Ближнего Востока. Сегодня их число упало до 4%. Происходящее можно назвать религиозным аналогом этнических чисток. В наши дни это одно из преступлений против человечности.
Мусульмане также сталкиваются с преследованиями, в частности в Мьянме, Южном Таиланде, Шри-Ланке, Китае и Узбекистане. Восемь тысяч человек было убито во время резни в Сребренице в 1995 году, многие были изнасилованы, подверглись пыткам или депортации. В Кампучии в 1970-е годы красные кхмеры убили примерно полмиллиона мусульман и разрушили 132 мечети. В Хевроне в 1994 году религиозный фанатик-еврей Барух Гольдштейн, врач, уроженец США, открыл огонь по мусульманам-палестинцам, молившимся у гробницы Авраѓама, убив 29 и ранив 125 человек. 2 июля 2014 года был похищен и зверски убит семнадцатилетний палестинец Мохамед абу-Хдейр — в отместку за убийство палестинцами троих израильских подростков. 10 февраля 2015 года трое мусульман были убиты в Чапел-Хилле, в Северной Каролине, предположительно воинствующим атеистом.
Большинство жертв исламистского насилия — мусульмане. В докладе Университета Мэриленда, располагающего глобальной базой данных о терроризме, сообщается, что в период с 2004 по 2013 год около половины всех террористических актов и 60% погибших пришлись на Ирак, Афганистан и Пакистан, в которых преобладает мусульманское население. Один из самых трагичных инцидентов произошел в пакистанском городе Пешаваре, где 16 декабря 2014 года боевики-талибы захватили школу для детей военных и убили 141 человека, в том числе 132 ребенка. Многие мусульмане чувствуют затаенную угрозу со стороны, как они полагают, враждебного Запада, будь то жертвы войны среди гражданского населения в Ираке, атак дронов в Пакистане, или возмездия Израиля за ракетные обстрелы ХАМАС, или общего антагонизма в странах, где они составляют меньшинство.
Тем временем в мире снова набирает силу антисемитизм, несмотря на то что еще жива память о Холокосте. В Стокгольме 27 января 2000 года, в 55-ю годовщину освобождения узников Освенцима, лидеры всех стран Европы обязались продолжить программу международного сотрудничества в области антирасистского образования и изучения Холокоста. С тех пор антисемитизм усилился в каждой европейской стране. Евреи в страхе покидают Францию, Голландию, Норвегию, Швецию, Бельгию и Венгрию. Исследование Агентства Европейского союза по основным правам, опубликованное в ноябре 2013 года, показало, что треть евреев в Европе подумывают об отъезде.
В Копенгагене 14 февраля 2015 года рядом с синагогой был убит еврейский волонтер службы безопасности. В Париже 9 января 2015 года в кошерном супермаркете были застрелены четверо евреев. В Брюсселе в мае 2014 года в Еврейском музее вооруженный преступник застрелил троих. В Тулузе в 2012 году возле еврейской школы были убиты учитель и трое учеников. В последних трех случаях убийцами оказались мусульмане, уроженцы Франции. Летом 2014 года большая разъяренная толпа, окружившая синагогу вблизи площади Бастилии в центре Парижа, скандировала: «Смерть евреям!»
То, что призывы «Евреев — в газовые камеры!» вновь слышатся на улицах Германии, а некоторые европейские страны воспринимаются евреями как небезопасные для жизни, в высшей степени странно, учитывая, что уже несколько десятилетий действуют антирасистские законы, происходит межконфессиональный диалог и изучается проблематика Холокоста. Евреи опасаются, что «больше никогда» может превратиться в «можем повторить».
Но угроза нависла не только над приверженцами авраамического монотеизма. Угрозе подвергаются буддисты, индуисты, сикхи, зороастрийцы и бахаи. В северном Ираке древняя секта езидов только по чистой случайности избежала геноцида от рук боевиков ИГИЛ*. Будучи сами жертвами гонений, представители некоторых неавраамических религий, в особенности националисты-буддисты и индуисты, также становились преступниками. Религиозная свобода, право, закрепленное в статье 18 Всеобщей декларации прав человека, сегодня подвергается угрозе более чем в четверти государств мира. В докладе «Религиозная свобода в мире», охватывающем период с 2012 по 2014 год, отмечается, что в 55 из 196 стран мира положение существенно ухудшилось по вине либо авторитарных режимов, либо исламистских группировок. Сейчас и впрямь весьма неспокойное время.
*Террористическая организация, запрещенная в РФ
** В июне 2009 года Асия Биби во время сбора ягод в деревне Итан Вали выпила воды из «мусульманского» колодца. Работавшие вместе с ней женщины-мусульманки обвинили ее в осквернении воды. Спустя несколько дней на Асию напала разъ- яренная толпа, а приехавшие полицейские увезли ее в тюрьму. После вынесения ей смертного приговора выступившие в ее защиту местный губернатор и министр по делам меньшинств были убиты исламистами.
*** В 2018 году Верховный суд Пакистана отменил вынесенный в 2010 году смертный приговор.