Posted 25 сентября 2023, 09:49
Published 25 сентября 2023, 09:49
Modified 25 сентября 2023, 20:47
Updated 25 сентября 2023, 20:47
Ирина Мишина
Ситуация эта до боли напоминает сюжет фильма Юрия Быкова «Дурак», а котором сантехник Никитин находит в доме трещину, угрожающую всем жителям, но в результате чиновничьих интриг чуть не лишается жизни. Спасать жителей так никто и не начинает…
Жители в Дрожжино забили тревогу в сентябре: в плите дома между 8 и 9 этажами появилась зловещая трещина, которая увеличивается каждый день. «Ночью слышен глухой звук, как будто лед расколачивается, сейчас трещина уже огромная», — рассказывают жители дома в Дрожжино.
17-и этажному дому уже более 9-и лет. Дом возводила компания «Мортон», в 2016 году многоэтажку сдали в эксплуатацию, но самого застройщика тогда же выкупил ПИК и стал правопреемником новостройки. Срок гарантии, по которой застройщик обязан производить ремонт и устранять повреждения, истёк в 2021 году. А спустя ещё два года дом в буквальном смысле «затрещал». Трещина образовалась между 8 и 9 этажами.
«НИ» связались со строительной компанией ПИК и попросили прокомментировать ситуацию. Там ответили, что Управляющая компания, которая обслуживает дом, не входит в ГК ПИК. Так то застройщик — вне зоны ответственности, выходит… Тем временем, жильцы уже начали покидать злополучный дом. Трещина уже видна снаружи невооруженным глазом и увеличивается с каждым днем.
Жильцы обратились в Управляющую компанию «Спецкоммунпроект», там все обследовали, инициировали независимую экспертизу, которая признала дом аварийным (документ есть в распоряжении редакции).
А вот дальше все пошло прямо по сценарию фильма «Дурак». Техническое заключение об аварийности дома было дано 8 сентября 2023 года, а 13 сентября собирается межведомственная комиссия Ленинского городского круга, которая выносит постановление: признаки оснований для признания дома аварийным отсутствуют.
«После признания дома аварийным естественно встал вопрос о расселении. Пока чиновники ведут свою волокиту, жители начали покидать дом. Я, например, съехал, потому что находиться там уже опасно для жизни. Раньше трещина в доме была только в районе 8 этажа, на котором я живу, а сейчас уже перешла на 9 этаж, пошла ввысь и в ширь. А городской администрации проблему не признают, несмотря на то, что она видна даже невооруженным глазом. Все это достаточно страшно на самом деле, потому что речь идет о жизнях людей. Причем тревогу жители забили уже давно, но чиновники в Ленинском районе все время от нас только отмахиваются», — рассказал «НИ» житель дома Герман Безносов.
«Из администрации Ленинского городского округа обещали приехать, но так и не приехали. Мы вызывали и МЧС, и представителей Фонда капитального строительства. Приезжали, постояли, и на этом все», — говорит житель дома Оксана Хитрова.
Впереди — осень, сырость и перепады температур, которые могут дать катастрофический результат. Но чиновников это мало волнует. Стоит отметить, однако, что в Управляющей компании «Спецкоммунпроект» проблему признают и пытаются помочь жителям.
«В экспертизе, которую мы инициировали вместе с жильцами, сказано четко: дом — аварийный, действовать надо быстро, пока позволяет погода. Жителей надо срочно расселять. Некоторые уехали сами, но у нас есть список из 6 семей, которым нужна помощь. Расселение может начаться, если будет создана комиссия по Чрезвычайной ситуации, а это зависит от администрации Ленинского городского округа. Также на сегодня стоит вопрос: кто будет делать ремонт — Фонд капитального строительства или администрация Ленинского района. Пока никто не хочет брать ответственность, — заявил нам представитель управляющей компании „Спецкоммунпроект“. — В Фонде капитального ремонта говорят, что если включат дом в план ремонта, то случится это только в 2026 году, не раньше».
Будет ли к 2026 году вообще существовать такой аварийный дом — большой вопрос однако…
Это и понятно. Когда возникает вопрос денег, желающих помочь рядом не оказывается. По логике, все издержки должен взять на себя правопреемник застройщика — компания ПИК, но там хранят молчание и только обещают дать комментарий «как только- сразу».
Вместе с тем, как стало известно «НИ», случай с трещинами в доме у этого застройщика не единичный, в Ленинском районе появился еще один дом с трещиной от того же застройщика («Мортон») — на Южной улице- 11 в том же Дрожжино. Но там пока за трещиной «наблюдают». В то время, как жителям все это может угрожать напрямую.
Немало вопросов и к застройщикам, которые сдают дома, несущие опасность людям. Кто их контролирует, как работает комиссия по приемке, кто отвечает за технику безопасности? По сути, сдав дом, застройщик устраняется и никак не отвечает за недоделки. Также вопрос: куда идут деньги за капитальный ремонт, которые жители каждый месяц исправно платят по квитанции ЖКХ, если Фонд капитального ремонта столь недоступен?
Происходящее в Дрожжино уже вызвало общественный резонанс в соцсетях.
Оля Симакова: «Мы платим в квитанции ЖКХ за капитальный ремонт, но эти … только собирают деньги, а всё остальное на плечах жильцов, увы только Прокуратура сможет помочь, больше мне кажется никто»
Алекс Александр: «Мигранты строили… Приглашайте их дальше… Я с ними работал на стройке. Лучше не видеть, что они творят. Портом спокойнее спишь, когда не знаешь»
Лина Лина: «А те, кто принимают дома, закрывают глаза».
В фильме «Дурак», как известно, трещину в доме заделывать никто так и не собрался, а возмутитель спокойствия — слесарь Никитин едва не лишился жизни. Жизнь значительно обогатила сюжет фильма: в реальности администрация Ленинского района в упор не видит трещину, которую не разглядеть просто невозможно, а жители начинают заботиться о своей безопасности сами, съезжая из аварийного дома. Вопрос денег на ремонт дома — как и в фильме — на сегодня остается открытым…