Posted 22 сентября 2023, 16:11
Published 22 сентября 2023, 16:11
Modified 22 сентября 2023, 17:16
Updated 22 сентября 2023, 17:16
Юлия Сунцова
В аэропортах многих стран, конечно, уже делят пассажиров в привязке к тарифу купленного ими билета. Пассажиров бизнес-класса регистрируют на отдельной стойке. Они ожидают посадки на рейс в vip-комнатах. Их везут на комфортабельных автомобилях к трапу, в то время как пассажиры эконом-класса идут пешком или в забитом автобусе. Их запускают в самолет в первую очередь, помогают донести ручную кладь и т. д.
Но нужно отметить, что аэропорты в этом случае играют второстепенную роль — выступают лишь партнерами авиакомпаний. На разнице в тарифах зарабатывают в первую очередь перевозчики, и это им нужно наглядно показать, чем бизнес-тариф лучше эконома.
А вот о сегрегации людей на подъездах к терминалам вместе с Россией пока что додумался только Катар и отдельные богатые арабские страны с феодальным самосознанием.
— Я дважды летала c Qatar Airways с пересадкой в Катаре. У авиакомпании тогда были супер-льготные билеты, потому что они выходили на европейский рынок, а еще ставили перед собой задачу переплюнуть Сингапурские авиалинии, которые всегда были №1 в мире. Так я оказалась в первом классе. В те перелёты мы и узнали, что в Катаре люди разного социального статуса не могут пользоваться одними и теми же терминалами. Для випов и пассажиров первого класса и всех остальных построены разные терминалы, и, соответственно, подъезды к ним тоже разделены.
Я побывала внутри терминала для пассажиров первого класса. Ну, что сказать — это не терминалы, это дворцы! — с мрамором, бассейнами, массажем, ресторанами, номерами для сна, — рассказала «НИ» журналистка из Германии Анна Ф.
В Катаре также разделяют пассажиров в зоне ожидания выхода на рейс. Люди сидят в одном зале, на абсолютно одинаковых креслах, без всяческих перегородок — смотрят друг на друга. Но сам зал лишь умозрительно поделен на сектора A, B, C, D — и у этих секторов лишь одна поганенькая задача: показать всем присутствующим, чей билет на рейс стоил дороже, а кто купил его как последний нищеброд. На посадку вызывают в соответствии с этим «ярмом».
В Дубае, кстати, пошли еще дальше — там для разного сорта людей разные вагоны в поездах метро! По вип-тарифу в вагоне — диваны и шампанское.
В России до недавнего прецедента таких классовых перегибов не было.
Теперь же зону прилета Шереметьева поделили на сектора, которые покрасят в разные цвета. Vip-пассажиры смогут быстрее выбираться с территории аэропорта, а обычным простолюдинам придется поиграть в Форт-Боярд.
Итак, вместо прежней навигации, организованной по номерам столбов, привокзальную площадь теперь разлинуют на сектора — у них будут свои цвета:
Цвета и номера секторов посадки будут также использованы на дорожных знаках, навигационных указателях внутри терминалов.
Третьим исполнителем организации «пассажирских зон», помимо аэропорта Шереметьево и Депранса, кстати, выступает Яндекс Go — в свое приложение он вводит подсказки для водителей и прилетевших, как находить нужный сектор, куда вызывать машину и куда идти после получения багажа.
Немаловажное значение имеет тот факт, что привокзальная площадь — это территория совместного ведения аэропорта и городских дорожных управлений. В случае с Москвой, к примеру, Шереметьева и Дептранса Москвы.
Однако, Шереметьево и московские дорожные чиновники новшество с «первыми, вторыми и третьими линиями» выдают за достижение.
По их заявлениям, разделение пассажиров продиктовано исключительно благими намерениями: профилактика заторов, оптимизация дорожного движения.
«Международный аэропорт Шереметьево совместно с Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы провел ряд комплексных мероприятий по оптимизации дорожного движения на привокзальной площади Терминалов В и С (зона „Прилет ВС“) и реорганизовал расположение мест посадки пассажиров в такси и личный транспорт. Для профилактики заторов транспортные потоки в зоне „Прилет ВС“ распределены по трем подъездным линиям. Согласно проведенным исследованиям, реорганизация мест посадки в автомобили позволит снизить количество заторов на привокзальной площади Терминалов В и С и до 28% увеличить пропускную способность зоны „Прилет ВС“», — сообщает пресс-служба аэропорта.
1. Приезжающих и уезжающих из вип-залов,
2. Тех, кто уезжает из аэропорта на личном автомобиле и в такси премиум-класса,
3. Пассажиров общественного транспорта.
Но истинные причины появления «цветных секторов» могут быть куда более прозаичными, нежели декларируемые — как-то оптимизация, реорганизация и профилактика заторов.
Источник «НИ» компании-агенте по организации вип-сервиса рассказал, что все эти новеллы в Шереметьево появились сразу же после закрытия вип-терминала. Иначе говоря, важным людям на территории аэропорта теперь стало очень сложно отделиться от простолюдин и они очень просили хоть что-то с этим сделать.
— Ранее в Шереметьево ведь был отдельный терминал для вип-обслуживаемых. Его закрыли. Официальных заявлений по этому поводу не наблюдал — возможно, пока что перестраивают или что-то вроде того. Вероятно, стало нерентабельно содержать из-за того, что уменьшился поток випов — про перестройку это мои догадки. Но я точно знаю, что вип-терминал слили с общим, так как нас, агентов, оповещали, что с 15 сентября бронирование для випов будет только через обычный терминал, — рассказал «НИ» представитель компании.
— С одной стороны — ну, а уравниловка-то к чему она? В аэропортах всегда были бизнес-залы для статусников авиакомпаний (часто летающих пассажиров) и всех желающих за деньги (еда, алкоголь, душ, комфортное ожидание). Мы это всё тоже будем ликвидировать ради «социальной справедливости»? Весь этот премиум-сервис есть везде, кроме Северной Кореи, еще его не было в СССР. Так можно далеко зайти: видишь бутики Louis Vuitton в торговых центрах — понимаешь, что не можешь себе это позволить, чувствуешь себя ******. Ну, так и с секторами прибытия также — хочешь уезжать из аэропорта быстрее — плати. Обычная экономика услуг.
— Эту проблему легко решают авиакомпании. У всех приличных перевозчиков есть услуги по сопровождению от порога аэропорта и это бесплатно. Без проблем заказывал такую услугу своей слабовидящей маме у Air France, klm и Turkish airlines.
— Грань там, где большинство твоих сограждан в целом могут или не могут себе позволить комфорт. Проблема скорее в бедности в России. Шереметьево кстати не пустует, он реально переполнен — прежде всего из-за внутренних перевозок, особенно после того, как пару терминалов закрыли.
Однако, рассуждая о секторах, эксперт акцентирует внимание на одной важной детали. Мы действительно говорим о платных удобствах или на первые линии будут попадать только по блату?
— Вот это очень важно. А тест простой. Если Шереметьево не вывесит у себя на видном месте ясную, четкую и доступную инструкцию о том, как и за сколько ЛЮБОЙ ЖЕЛАЮЩИЙ может приобрести разовые пропуски или абонементы для проездов в премиум-секторы, то речь же уже вообще не про сервис будет. Не за деньги, а за красивые глаза будут пропуска раздавать? А город и аэропорт НЕ будут на этом зарабатывать? И вот это, конечно, в корне поменяет дело.