Российские власти сообщают об успешном процессе отказа от доллара в экономике и переходе на использование национальных валют при расчетах. Однако контракты все еще заключаются в долларах и евро, что создает проблемы для компаний и банков.
По данным Центробанка РФ, около 40% экспорта и 30% импорта России оплачиваются в рублях, еще более 30% осуществляются в валютах стран-партнеров (главным образом юаней). Это позволяет обойти сложности, связанные с санкциями, и избежать использования долларов и евро при расчетах. Тем не менее, цены на сделки устанавливаются именно в западных валютах.
Когда проводятся расчеты по внешнеторговым операциям в валютах стран-партнеров, сама валюта контракта обычно остается прежней, сообщает Центральный Банк в своем последнем обзоре. В результате компании сталкиваются не только с рисками, связанными с использованием валюты стран-партнеров, но и с рисками, связанными с валютой, указанной в самом контракте, курс которой может изменяться иначе, чем курс дружественной валюты.
Иногда это может привести к «невозможности осуществления расчетов», как писала бывший первый зампред ЦБ Ксения Юдаева. Даже если у компании нет проблем с самими расчетами, этот факт усложняет их жизнь. Согласно отчету Центрального Банка, «эта ситуация может привести к накоплению валютных рисков у компаний и банков, у которых может не быть возможности выравнивать валютную структуру своих активов и обязательств».
Обычно эти риски страхуются с помощью так называемых производных финансовых инструментов, таких как форвардные или опционные контракты, свопы и другие внебиржевые деривативы на валюты, проценты и товары. Рынок этих инструментов сократился в 5-10 раз после начала войны, в зависимости от сегмента и участия иностранных игроков, говорится в данных Центрального Банка. Важную роль на этом рынке играли западные банки, они были ключевыми игроками и несли на себе рыночный риск, отмечает ЦБ. Особые трудности возникли в процентных, валютно-процентных свопах и товарных деривативах.
Центробанк приводит пример рынка процентных свопов: он начинает восстанавливаться, но медленно. «Российским участникам приходится компенсировать отсутствие нерезидентов, которым раньше российские банки могли передать значительную часть процентного риска. В то же время новые участники, которым была бы нужна фиксированная долгосрочная процентная ставка в соответствии с их бизнес-моделями, пока не появились».
По мнению экспертов ЦБ, переход на расчеты в национальных валютах не имеет экономического смысла, кроме защиты платежей от блокировки. Как говорится в другом обзоре, «у компаний (как экспортеров, так и импортеров) возникает валютный риск по отношению к юаню (и другим дружественным валютам) при осуществлении расчетов в этих валютах. Часто валюты дружественных стран являются неконвертируемыми или имеют ограниченную конвертацию. Они могут быть более волатильными, а рынки производных финансовых инструментов на этих валютах, как правило, менее развиты по сравнению с рынками традиционных валют, что усложняет хеджирование рисков валют дружественных стран».
Однако, как отмечает Ксения Юдаева, нет другого пути, кроме как создавать альтернативные способы расчетов.
Вместе с тем, после начала СВО стремительно вырос отток частного капитала из России из-за отъезда значительного числа россиян, которые выводили свои сбережения и продавали свое имущество. Кроме того, частные лица попытались сохранить свои средства от проводимой в стране дедолларизации, пишет Forbes. Согласно оценкам Центробанка, россияне владеют валютой на сумму более 6,7 трлн рублей в зарубежных банках (в начале 2022 года — 2,3 трлн рублей). В российских банках сбережения в долларах и евро на 1 августа оцениваются в 4 трлн рублей (в начале 2022 года — 6,9 трлн рублей). У россиян также есть наличные деньги в валюте на сумму 8,8 трлн рублей (в начале 2022 года — 6,4 трлн рублей).
Существуют различные способы вывода денег из России физическими лицами. Зарубежные брокеры получили в 2022 году, согласно данным Центробанка, 228 млрд рублей — это в 16 раз больше, чем годом ранее. Множество россиян в условиях контроля за выводом наличной и безналичной валюты прибегли к использованию криптовалюты, что фактически позволило им отвязать свои деньги от любой инфраструктуры и обойти установленные Центробанком и правительством ограничения.
Из-за непрозрачности рынка криптовалют сложно оценить объем средств на криптокошельках у россиян, однако осенью 2021 года Центробанк оценивал его в 7 трлн рублей. В начале 2022 года Министерство финансов говорило о 2 трлн рублей, а Bloomberg со ссылкой на источники в правительстве России сообщал о 16,5 трлн рублей. Премьер-министр Мишустин в апреле 2022 года оценил средства на криптокошельках у россиян не менее чем в 10 трлн рублей.
Введенные Западом в 2022 году санкции негативно отразились на российском финансовом секторе: более 30 российских банков оказались в санкционных списках, 10 из них были отключены от международной системы SWIFT. Большинство банков прекратили переводы в долларах и евро за границу из-за закрытия корреспондентских счетов иностранными банками. В негосударственных банках, которые сохранили партнеров и корреспондентские счета, ввели «запретительные» комиссии, установили высокие лимиты на суммы переводов или осуществляют переводы только в «дружественных» валютах.
В результате в 2022 году на российском рынке SWIFT появился фактически банковский монополист — Райффайзенбанк. Он осуществляет переводы в долларах и евро через корреспондентские счета в своей материнской банковской группе RBI. Другим российским банкам корреспондентские счета в RBI были закрыты, а условия переводов через SWIFT стали более жесткими.
В настоящее время российский капитал активно утекает в страны Азии. Один из способов вывода денег для россиян — это использование криптовалюты. Граждане покупают стейблкоины на криптовалютных биржах, оплачивая продавцу с помощью P2P-перевода через российский банк, а затем продают свою крипту покупателю из нужной юрисдикции и получают денежный перевод на свой счет в иностранном банке.
Для перевода небольших сумм, до 10 тыс. долларов в месяц, до недавнего времени можно было использовать системы денежных переводов и электронные кошельки, такие как «Золотая корона», «Юнистрим» и Contact. Также россияне используют параллельные транзакции в двух юрисдикциях.