Россия, хоть её часто называют страной-бензоколонкой, осталась без топлива. На этой неделе бензин и дизель исчез с АЗС «Газпром нефти» в Омске, эта же сеть заправок не может удовлетворить спрос в Красноярске, в Костромской области ажиотажный спрос на заправках с самым гуманным ценником закономерно привёл к нехватке бензина, несколько дней не было бензина АИ-95 на АЗС «Магистраль» в Казани. А на юге России дефицит топлива возник ещё месяц назад, что поставило под угрозу срыва сбор урожая.
К непрекращающемуся росту цен в России потребители давно привыкли. Но дефицит топлива — это что-то новенькое. До недавнего времени называлась масса различных причин возникших на топливном рынке проблем: проведение плановой модернизации НПЗ, повышенный спрос, сокращение демпфера на 50% (это компенсация от государства, которую получают НПЗ за то, что продают топливо на внутреннем рынке с невысокими ценами, а не на зарубежном с куда более высокими расценками).
Но вчера замминистра энергетики Павел Сорокин на заседании Госдумы раскрыл карты: оказывается половина всех нефтепродуктов (топливо тоже к ним относится) уходит на экспорт. И механизм топливного демпфера не работает: НПЗ действительно продают топливо на внутреннем рынке, а экспортом занимаются компании-посредники. И нельзя исключать варианта, что эти посредники, специализирующиеся на экспорте, аффилированы с нефтяными гигантами. Получается, что формально все правила выполняются, нефтяники получают многомиллиардные компенсации (только в I кв. 2023 года они составили 253 млрд рублей), рынок на бумаге насыщается топливом, но по факту бензина и дизеля на заправках нет, а бизнес наживается на экспорте.
Традиционно, уже не первый год, Минэнерго Николая Шульгинова и ФАС Максима Шаскольского пытаются бороться с ростом цен на топливо увеличением предложения бензина и дизеля на бирже: чем больше «горючки» будет выставлено на торги, тем ниже должны быть цены. Так в августе производителей обязали продавать на бирже не 12% своего бензина, как раньше, а 13%. По дизелю норматив вырос с 8,5% до 9,5%.
Но на практике эти нормативы имеют мало общего с реальностью. За январь–июль 2023 года на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) было продано 5,014 млн тонн бензина — это на 11,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. А дизеля продали 7,833 млн тонн — на 6,5% больше.
Несмотря на увеличение нормативов биржевых продаж, топливо дорожало весь 2023 год.
Правительство прошлым летом начало рассматривать несколько вариантов решения проблемы с избыточным экспортом: ввод повышенных пошлин и выдача разрешений на экспорт только НПЗ.
Против пошлин открыто выступил глава «Газпром нефти» Александр Дюков: он пригрозил ещё большим дефицитом топлива.
— Как механизм заградительная пошлина на нефтепродукты на коротком отрезке может привести к излишку топлива на внутреннем рынке и снижению оптовых цен. Но последствиями этого станут снижение эффективности НПЗ и, соответственно, уменьшение объемов переработки.
Павел Сорокин тоже считает этот механизм неэффективным, поскольку он ударит по добросовестным экспортёрам, которые не нарушают квоты. Реализация запрета на экспорт для посредников также столкнулась с проблемами: торговая деятельность для НПЗ часто не является профильной.
Поэтому в правительстве решили действовать радикально и просто разрубить этот гордиев узел противоречий: Михаил Мишустин подписал указ, который временно запрещает вообще любой экспорт бензина и дизельного топлива для всех. Исключение сделано для поставок в страны ЕАЭС по межправительственным соглашениям, для гуманитарной помощи, транзитных перевозок, осуществления деятельности ВС РФ, для личного пользования и некоторых других незначительных случаев.
То есть, если Вы поедете за границу на машине с канистрой бензина или дизеля, то у таможенников никаких претензий быть не должно. Такой вывоз топлива разрешён.
Биржевые котировки уже отреагировали на такие меры. Тонна дизеля на бирже на этой неделе подешевела на 3,3% до 72290 рублей, тонна АИ-95 — на 10,8% до 67011 рублей, АИ-92 — на 11% до 65652 рублей. Но внебиржевые цены не стремятся уходить вниз. А это основной объём продаж.
Ранее «НИ» выяснили: нефтяные гиганты вынуждают независимые компании уходить с рынка. Крупнейшие компании смело могут диктовать свои условия. И нет никаких гарантий, что цены вновь не взлетят после того, как будет снят запрет на экспорт.