Александр Куманев
«Ездить на пассажирском сиденье непристегнутым ремнем безопасности нельзя. Теперь это нарушение будут фиксировать камеры… Штраф в размере 1 000 руб. получит собственник автомобиля», — сообщили в Дептрансе Москвы.
Глава Дептранса Максим Ликсутов напомнил, что по правилам дорожного движения водитель должен пристегиваться ремнем безопасности и ему запрещено перевозить непристегнутых пассажиров.
«В Москве около 500 камер с искусственным интеллектом уже способны выявлять на дороге непристегнутых водителей. Теперь еще около 206 комплексов будут определять таких же пассажиров», — заявил Ликсутов.
Он подчеркнул, что каждое выявленное нарушение будет рассматриваться сотрудниками ЦОДД, а в случае сомнений ситуация будет трактоваться в пользу автомобилиста.
Накануне представитель ГИБДД в беседе с порталом njcar.ru заявил, что дорожные камеры видеонаблюдения в Москве не ошибаются. По его словам, они способны различать детали, которые незаметны человеческому глазу, а также добавил, что реальное разрешение фотографий с фиксацией нарушений значительно выше, чем у фото, которые получают водители.
«Обмануть современную систему фотовидеофиксации нарушений чрезвычайно сложно по следующим причинам: эти устройства способны записывать и считывать информацию более эффективно, чем человеческий глаз, они оснащены инфракрасной подсветкой, обогреваемыми и омываемыми объективами», — передает портал, ссылаясь на представителя ГИБДД.
Вместе с тем известны случаи, когда камеры ошибались и выписывали ошибочные штрафы. В 2021 году региональные прокуроры при проведении проверки установили, что многие комплексы автоматической фиксации использовались не для профилактики нарушений, а для пополнения регионального бюджета. Так, в Нижегородской области система выписала более 6,5 тыс. штрафов за превышение скорости на 4,2 млн рублей. Тогда специалисты выяснили, что комплекс некорректно считывал скорость из-за ошибки монтажа. Еще 3 тыс. штрафов выписали водителям в Ленинградской области. В системе было установлено ограничение скорости 40 км/ч, но фактическое ограничение составляло 60 км/ч.
Разработчик ГОСТа для дорожных камер Григорий Шухман в беседе с агентством «НСН» заявил, что камеры не могут безошибочно определять, пристегнуты ли водитель с пассажиром или нет. По его мнению, оспорить ошибочный штраф будет проблематично.
«Компьютер оценивает, застегнут ли ремень, накапливается статистика для таких камер с нейросетью. К сожалению, гарантировать безошибочность метода нельзя, было много жалоб и у нас в России после запуска. Бывает, что ремень плохо виден, так как сливается с одеждой, находится под ней, камера просто не различает. Также проблемы возможны ночью, у водителя часть тела закрывается рулем. Что касается пассажиров, определить легче, но тоже система уязвимая», — рассказал Шухман.
По его словам, были случаи, когда система выписала штраф пристегнутому водителю и он смог доказать отсутствие нарушения, но есть и случаи, в которых водители не смогли доказать свою правоту. По его мнению, одной из причин ошибочной фиксации может стать ограничение обзора дорожных камер.
В сентябре вступили в силу дополнительные ограничения для водителей. По новым правилам запрещено использовать в автомобиле устройства, включая видеорегистратор, если прибор мешает обзору. Нарушителям грозит штраф 500 рублей. Аналогичный штраф можно получить за ароматизаторы и украшения на лобовом стекле. Водителям также запрещено ездить с неработающей ABS и другими неработающими системами.