Posted 20 сентября 2023,, 12:35

Published 20 сентября 2023,, 12:35

Modified 20 сентября 2023,, 12:37

Updated 20 сентября 2023,, 12:37

«Кто ездить будет?»: нужны ли России высокоскоростные магистрали за 11 триллионов

«Кто ездить будет?»: нужны ли России высокоскоростные магистрали за 11 триллионов

20 сентября 2023, 12:35
Фото: 1MI
Озвученные правительством планы построить в России четыре высокоскоростных автомагистрали за 10,8 трлн рублей вызвали сомнения в экспертной среде и спровоцировали обвинения в экономически неоправданном «гигантизме».
Сюжет
Цены

Анна Скудаева

Выполняя поручение президента об ускоренном развитии транспортной системы страны, правительство РФ разработало новую стратегию развития инфраструктуры до 2030 года.

Изучив документ, «Коммерсант» подсчитал, что на сеть высокоскоростных магистралей (ВСМ), создание которой президент Путин принципиально одобрил в августе этого года, необходимо изыскать около 10,8 трлн рублей.

В Белоруссию — за три часа

Стоимость трассы Москва—Петербург (без учета стоимости входов в столицы) оценивается в 1,7 трлн рублей, магистраль Москва—Воронеж—Ростов-на-Дону—Адлер будет стоить 3,2 трлн рублей, ВСМ Москва—Нижний Новгород—Казань—Екатеринбург обойдется в 4 трлн рублей, а трасса Москва—Смоленск—Минск — в 1,9 трлн рублей.

В правительстве полагают, что введение этих магистралей в строй позволит сократить временные затраты на путь от Москвы до Петербурга до 2 часов 15 минут. В Адлер из столицы по ВСМ можно будет попасть за 7 часов 50 минут, в Екатеринбург — за 6 часов 36 минут, а в Минск за 3 часа 4 минуты. Таким образом, общие временные затраты путешественников по сравнению с существующими, в зависимости от направления, могут уменьшиться в три и более раза.

Авторы проекта полагают, что введение 4370 км ВСМ обеспечит прирост бюджетных доходов на 15,1 трлн рублей, а ВВП при этом вырастет на 35,2 трлн рублей.

Обосновывая необходимость гигантских инвестиций в ВСМ, в правительстве также указали, что опережающее развитие инфраструктуры — «одна из шести ключевых задач», над решением которых кабмин работает по поручению президента России Владимира Путина.

«Она является важной основой для роста экономики регионов, увеличения предпринимательской активности, формирования новых логистических маршрутов, развития туризма. И делает города ближе, соединяет людей и бизнес», — заявил премьер-министр РФ Михаил Мишустин на заседании стратегической сессии по опережающему развитию инфраструктуры страны 19 сентября.

Видео: kremlin.ru

Альтернатива БАМу

Мишустин доложил, что недавно при участии президента России был открыт участок трассы М-12 «Восток» от Москвы до Арзамаса.

«К декабрю он дойдет до Казани, а далее — до Екатеринбурга с продлением до Тюмени. На ее основе будет сформирован скоростной автомобильный маршрут „Россия“, который пройдет от Санкт-Петербурга до Владивостока», — приводит слова Мишустина «Росавтодор».

Таким образом, Мишустин подтвердил тезис Путина, озвученный во время пленарной сессии Восточного экономического форума 12 сентября. Напомним, президент тогда пообещал:

«Хочу сегодня сказать, что мы, безусловно, продолжим этот масштабный проект: скоростные автомобильные магистрали пройдут через Сибирь, Дальний Восток до Тихого океана. Будет сформирован единый транспортный коридор „Россия“ от Санкт-Петербурга до Владивостока. Он послужит основой для развития туризма, для связи логистических, аграрных и производственных центров, даст импульс предпринимательству, обновлению городов и посёлков, — приводит слова Путина сайт Кремля.

Глава кабмина подчеркнул, что до конца текущего года в стране планируется ввести свыше 1000 км федеральных трасс и еще 3500 км привести в нормативное состояние.

«При этом доля региональных дорог в нормативе достигнет 52%, превысив плановое значение, благодаря ремонту почти 26 тысяч км небольших трасс», — пояснили в ведомстве.

На территории Донецкой и Луганской Народных республик, Херсонской и Запорожской областей планируется обновить около 1200 км дорог, благодаря чему власти намерены восстановить на этих территориях автобусное сообщение.

Кто заплатит 11 триллионов?

Амбициозные планы правительства о строительстве фантастически дорогих ВСМ вызвали сомнения в экспертной среде. Экономисты полагают, что при озвученном властями пассажиропотоке 3,8 млн человек ВСМ Москва-Минск нежизнеспособна. Глава Союза пассажиров Кирилл Янков в беседе с журналистами указал, что, согласно исследованиям, ВСМ конкурентоспособны относительно авиации на интервалах до 5–5,5 часа. Это значит, что магистрали в Адлер и Екатеринбург явно проиграют авиатранспорту.

Не получится ли так, что огромные деньги, которых в бюджете и сегодня так не хватает на самые неотложные нужды, окажутся «выброшены на ветер»?

Из регионов страны уже сейчас поступают жалобы на нехватку вакцин, лекарств и реализацию давно озвученных планов. В Костроме, например, в 2023 году обещали начать строительство второго автомобильного моста с обходом областного центра, без которого город задыхается из-за обилия транзитных фур. Однако после начала военной операции на Украине заявления о скором старте долгожданной стройки сошли на «нет». «Теперь даже не обещают», — отмечают местные СМИ.

В правительстве признают, что полной суммы средств, необходимых на реализацию масштабной инфраструктурной программы в регионах, в казне нет. Из-за этого наряду с бюджетными ассигнованиями кабмин в качестве помощи регионам намерен задействовать специальные казначейские кредиты на 120 млрд рублей, а также совершенно новый инструмент — инфраструктурные облигации, нацеленные на «опережающее финансирование крупных инфраструктурных проектов, в том числе на проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт».

«Они широко востребованы и показывают на сегодня эффективность», — заявил на заседании 19 сентября Михаил Мишустин.

Между тем, планы и расчеты правительства вызывают сомнения у экспертов.

«На создание четырех ВСМ потребуется 10,8 трлн рублей в текущих ценах. А теперь вспомним про убыль населения и зададимся вопросом: кто по ним будет ездить? Не проще ли отложить гигантизм и направить эти деньги на поддержку материнства и детства?», — задается вопросом доктор экономических наук Никита Кричевский.

"