Андрей Сизов, Председатель правления ООО «Балтийский метанол»
Версия имеет право на жизнь, если учесть, что как раз на прошлой неделе китайский «Картографический сервис стандартных карт» включил в территорию Поднебесной индийский штат Аруначал-Прадеш.
Дополнительную пикантность действиям картографов из Поднебесной придаёт тот факт, что в начале весны власти Индии одобрили строительство на протекающем в этом штате Брахмапутры гигантской ГЭС мощностью 2880 мВт. А на днях компания Bharat Heavy Electricals Ltd сообщила о получении крупного заказа на электромеханические работы для гидроэнергетического мега-проекта.
В свою очередь, на энергию той же Брахмапутры (правда, в китайском варианте она называется Ярлунг-Цунгпо) рассчитывает и КНР. Причём, свою новую ГЭС, обещающую затмить знаменитые «Три ущелья», китайцы хотят построить выше по течению. Понятно, что в случае реализации этих замыслов «гидроэнергетические» усилия индийцев сойдут на нет.
А спор о земле плавно перетекает в спор о воде. Точнее — о беспрепятственном доступе к колоссальным и при этом экологически чистым источникам энергии для самых динамично развивающихся экономик мира.
В этом смысле G20 конечно же, вполне релевантная площадка для разрешения «гидрополитических» коллизий, подобных китайско-индийской. Однако для того, чтобы их справедливость не вызывала сомнений ни у одной из заинтересованных сторон, необходимо исключить элементы пристрастности и/или геополитической ангажированности. Иными словами, тот же Пекин должен быть уверен, что обсуждение его разногласий с Нью-Дели не перерастет в судилище.
Возможно, именно из-за отсутствия таких гарантий председатель Си воздержался от участия в саммите, что в равной степени не делает чести организаторам предстоящего мероприятия. И оставляет надежду на появление других, не менее авторитетных международных форматов для обсуждения «гидрополитических» вопросов.