Posted 19 сентября 2023, 11:58
Published 19 сентября 2023, 11:58
Modified 19 сентября 2023, 12:00
Updated 19 сентября 2023, 12:00
Во вторник 19 сентября начинается самое долгожданное событие в жизни европейских (и не только) футбольных болельщиков — матчи еврокубков. Если бы все шло своим чередом, то Россию в них в этом году представляли бы пять команд: в Лиге Чемпионов ЦСКА и «Зенит», в Лиге Европы «Спартак», в Лиге конференций — «Ростов» и «Ахмат». Причем, по данным Metaratings.ru, которые приводит в своей публикации на эту тему «Спорт-Экспресс», российские клубы заработали бы как минимум 40,1 миллиона евро, причем гарантированно, даже потерпев поражения во всех матчах.
Больше других пострадал чемпион России «Зенит», который мог бы заработать не меньше 33,8 миллионов евро.
Но российские клубы, как известно, отлучены от европейского футбола (да и от мирового тоже) уже второй год подряд. И вот за два сезона (2022/23 и 2023/24) они потеряли как минимум 84,5 миллиона евро. Сюда входят выплаты за участие в стадиях еврокубков, выплаты за 10-летний «исторический» рейтинг каждого клуба, а кроме того, и доход от реализации телевизионных прав. И здесь «Зенит» тоже чемпион, в том числе по потерям: он мог бы заработать 65,5 миллиона евро.
Аналитики издания отмечают, что на самом деле эти потери еще выше, и наверняка бы превысили и 100 миллионов евро, если бы наши клубы не только проигрывали, а и сводили матчи в ничью или даже выигрывали — все очки считаются и за них полагаются денежные бонусы.
Но проблема заключается не только в финансовых потерях, но и в утрате квалификации, качества самого российского футбола, который варится сегодня в собственном соку, а потому и не развивается.
Журналист Кирилл Шулика сетует по этому поводу:
«Стартует Лига Чемпионов и подумал я о том, что вдруг завтра Земля налетит на небесную ось и Россию вернут в еврокубки, поставят там играть „Зенит“ (или кого угодно), и мы столкнемся с невыносимым позором.
Сейчас просто мы не видим настоящего уровня отечественного футбола и слава Богу, как говорится, меньше расстраиваемся. Но все это время, когда мы вне игры, это громадный шаг назад. А УЕФА уже четко говорит, что вернут Россию в футбольный мир только по окончании СВО. То есть вы понимаете, что случится оно все не завтра. Существующее отставание нам нагонять при правильном подходе лет десять, а дальнейшее отстранение обречет нас так и плестись в хвосте. Ведь футбол — это не только футболисты и тренеры, это целая индустрия».
Напомним, что недавно «Новые Известия» сообщили о скандальном комментарии главного тренера сборной России по футболу Валерия Карпина, который посоветовал российским футболистам ехать играть за границу.
Карпин еще раз высказал эту же мысль в интервью Матч ТВ., заявив четко и ясно о том, что имел в виду в резонансном комментарии по итогам матча с Катаром. Речь не про географию, а про то, что игрокам нужно развиваться: «Для прогресса и развития футболистам нужно выходить из зоны комфорта. Но это не значит, что всем нужно повально уезжать в любые другие чемпионаты».
Но, похоже, эта мысль все-таки не доходит до сознания российских патриотов. К примеру, режиссер Карен Шахназаров в гостях у Соловьева сказал, что тренер игроков должен воспитывать, а не призывать уехать:
«Я смотрю тут выступление главного тренера сборной господина Карпина. После блестящего матча в кавычках, который опять 1:1 закончился. О чем говорит главный тренер? Игроки не мотивированы и вообще нефига им делать, надо им уезжать отсюда, здесь нет у них шанса. Во-первых, мотивированность игроков — есть прямая обязанность тренера, так же как мотивированность актеров — прямое дело тренера. Если у тебя немотивированы игроки, значит ты чего-то не сделал. Мы знаем примеры мотивированности, когда великий Тарасов… Второй момент: как главный тренер может призывать своих игроков уехать из страны? Вот сегодня. Как это может быть?»
Это звучит примерно так же, как если бы посоветовать Шахназарову запретить в России все иностранные фильмы, чтобы никто, включая его самого, не знал, что снимается в Голливуде и на других киностудиях мира, а делал бы свое кино в стерильных условиях. Только кто бы его тогда смотрел?