Posted 19 сентября 2023, 13:58
Published 19 сентября 2023, 13:58
Modified 7 марта, 11:22
Updated 7 марта, 11:22
Решение суда означает, что теперь эта организация считается запрещенной, пишет ТАСС. Участников данной организации, а также тех, кто перечислял деньги на ее работу, могут привлечь к уголовной ответственности. Ранее организация была признана экстремистским сообществом.
«Если не признавать экстремистской организацией, то она может продолжить деятельность, используя символику и наименование, пока не будет отдельно доказано, что ее действия экстремистские. А теперь нельзя даже символику размещать», — пояснил адвокат одного из фигурантов этого дела.
Дело «Нового величия»* получило общественный резонанс после того, как стало известно, что среди участников этого движения были подростки, а также внедренные агенты спецслужб. Именно они и подбросили ребятам идею организовать эту организацию, говорили на суде ее члены. Однако суд посчитал, что этот факт не доказан.
Следствие установило, что подростки намеревались устроить госпереворот в стране. В самой организации же тогда заявляли, что инициатива принадлежала Родиону Зелинскому — «секретному свидетелю» обвинения и, предположительно, агенту ФСБ.
Адвокат одной из обвиняемых назвал само возбуждение уголовного дела против подростков за разговоры в соцсети глупостью и диким репетиционным ущербом для правоохранительной системы.
«Любому здравомыслящему человеку абсолютно ясна абсурдность обвинения — десять человек, из них две девушки, пятеро безработных, все с неустроенной личной жизнью не могут представлять собой никакой опасности для конституционного строя и не в состоянии его свергнуть ни при каких условиях — как бы сказал мой преподаватель по уголовному праву — „покушение с абсолютно негодными средствами“, — написал он.
Адвокат отметил, что здравый смысл подсказал бы обвинению, что никакой общественной опасности эта десятка не представляет.
«Максимум на что они были способны — это вести разговоры в телеграмм-чатах о том, что жизнь нелегка, власть коррумпирована и правды нет. Такие разговоры сегодня ведет как минимум треть страны — кто в привычном формате — на кухне, за рюмкой под огурчик, кто — инновационно — в телеграмм-чатах. Сажать за кухонные разговоры — позвольте, даже при Сталине это было скорее исключение, нежели правило, а уж в более позднюю, брежневскую эпоху — за это максимум грозили пальцем», — напомнил адвокат.
Общались члены организации в соцсети. Они обсуждали политические вопросы. Затем решили более активно участвовать в жизни общества: создали свою организацию «Новое величие»*, написали ее программу. Вместе с силовиками под прикрытием участники этого экстремистского сообщества обсуждали свержение власти, выезжали за город, чтобы пострелять из оружия, а также потренироваться в изготовлении коктейлей Молотова.
В частности, об этом на суде рассказывал внедренный в группировку оперативник под прикрытием Максим Расторгуев.
— Что-то конкретно [Костыленков] говорил? — уточняет прокурор.
— Ну то, что они тоже относятся негативно к власти… Что их финансирует Навальный* (его организации признаны экстремистскими — прим.ред.), еще какие-то олигархи, не помню. Собрание закончилось, мы отправились на учения по метанию коктейлей Молотова, — рассказал Расторгуев.
Второй оперативник под прикрытием Юрий Испанцев рассказал, что участники сообщества планировали выпускать агитационные листовки с призывами к «физическому захвату должностных лиц у власти» и агитматериалов «националистического порядка».
Участникам группировки предъявили обвинение в создании экстремистского сообщества. Первый приговор вынесли в марте 2019-го. Суд в Сергиево-Посаде приговорил фигуранта дела Рустама Рустамова к 1,5 годам лишения свободы условно. Он пошел на сделку со следствием.
В апреле приговор вынесли в отношении Павла Ребровского. Его после сделки со следствием отправили в колонию на 2,5 года, но позднее пересмотрели приговор. В результате за решеткой обвиняемому предстояло пробыть шесть лет.
Другими обвиняемыми по делу были Анна Павликова, Мария Дубовик, Сергей Гаврилов, Максим Рощин, Руслан Костыленков, Вячеслав Крюков, Петр Карамзин и Дмитрий Полетаев.
Крюкова, Карамзина и Костыленкова приговорили к шести, шести с половиной и семи годам лишения свободы. Полетаева, Рощина, Дубовик и Павликову — к условному сроку. Они получили от четырех до шести с половиной лет. Сергей Гаврилов до вынесения приговора сбежал из-под домашнего ареста и попросил политического убежища на Украине.
Сейчас все обвиняемые, за исключением Павла Ребровского, уже вышли на свободу. Бывший фигурант дела Вячеслав Крюков после освобождения покинул Россию.
«Находясь в России я понимал, что в любой момент, с учетом происходящих ныне обстоятельств, могу просто так отправиться туда, откуда я недавно вышел», — пояснил он.
*- организация признана экстремистской в России