Posted 19 сентября 2023, 09:04
Published 19 сентября 2023, 09:04
Modified 19 сентября 2023, 09:23
Updated 19 сентября 2023, 09:23
Кремль не против того, чтобы бывший главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов* стал на предстоящих в марте 2024 года президентских выборах либеральным кандидатом, сообщают «Ведомости», ссылаясь сразу на четыре источника, близких к администрации президента. Решение о его участии было принято еще весной этого года. Один из собеседников отмечает, что это будет непростой вызов для Венедиктова*, так как ему придется высказываться критически по важным вопросам для государства. Однако результаты голосования покажут поддержку политики действующего президента и продолжение специальной военной операции в Украине.
Согласно информации источников, Венедиктов* может быть выдвинут от партии, что позволит избежать сбора подписей. К тому же статус иностранного агента, который был присвоен ему одним из первых, никак не повлияет на его избирательные права. Сам Венедиктов* заявил, что политика не входит в его интересы и у него нет желания участвовать в выборах: «Это вне моих интересов. Политика — дело коллективное, и это не по мне. У меня не было и нет желания участвовать (в кампании). Никто из тех, кто меня знает, мне такого не предложит, а те, кто меня не знает и предложит, получат мой отказ»,
Напомним, что на прошлых выборах президента в 2018 году в качестве кандидата от «либеральной оппозиции» выступала Ксения Собчак, которая получила 1,68% голосов.
Политический аналитик Андрей Никулин не верит в этот вариант:
«С учетом того, что Венедиктов*, при всей его специфике остается для многих узнаваемым и авторитетным, а в придачу слишком серьезный и опытный оппонент.
Театр с дебатами останется, слишком сложно от него отказаться. Конечно, сам Путин в них участвовать не будет, но остальным придется. И практически всех остальных вероятных кандидатов-спойлеров Венедиктов* просто съест. Причем в первый раз за долгие годы сами дебаты приобретут черты занятного и интересного шоу, привлекающего излишнее внимание.
Конечно, если бывший главред «Эха» согласиться сам выстрелить себе в обе ноги и подыгрывать, показательно разоблачаясь и мямля что-то невнятное — но зачем ему это?
Впрочем, в одном варианте ввод Венедиктова* в гонку кажется осмысленным — если будут развивать и педалировать «еврейскую тему». Одновременно усиливая привязку критиков режима к этой национальности и показательно же громя «либералов и безродных космополитов». Разработка новых глубин нашего национального грехопадения и обогащение языка пропаганды извечной и нутряной темой российского староимперского дискурса.
Но и тут возникает прежний вопрос — зачем самому Венедиктову* подыгрывать и соглашаться на роль жупела?»
Политолог же Илья Гращенков не видит ничего необычного в этой ситуации:
«Венедиктова как „патентованного либерала“ в качестве кандидата на выборы президента обсуждали еще весной этого года, так что я даже удивлен тому, что это новость. Тем более, что именно Венедиктов* выступил публичным омбудсменом провального ДЭГ. Конечно, Кремль рисует свою „картину мира“, в которой спарринг-партнерам отводятся разные роли. Есть „оппозиция ее величества“ (как у англичан), которая не спорит, а дополняет кандидата от власти своими корректирующими программами — это наши парламентские 5 партий и их кандидаты (в этот раз без СРЗП). И есть кандидаты, цель которых — маргинализация той повестки, которая имеет внесистемное происхождение. Это и условные „либералы“ (некий собирательный образ таких слушателей „Эха“), и „рассерженные патриоты“, и националисты, и „леваки“.
Совсем недавно слухи аналогичным образом номинировали Прилепина в качестве возможного кандидата на президентские выборы от т. н. «рассерженных патриотов». Поскольку эта громкая группа начала претендовать на политическую представленность во власти, то выдвижение такого кандидата могло бы продемонстрировать ее реальную величину в 1-2% (т.е. на выборах такой кандидат мог бы получить менее 1%, как условный Сергей Бабурин в 2018 году (получивший 0,65% и занявший последнее место). Аналогичные идеи приходят в голову и в отношении кандидата-либерала, с той же точки зрения — демонстрации низкого уровня поддержки. Хотя на прошлых выборах «либералка» Ксения Собчак набрала 1,68%, тем самым опередив Григория Явлинского — 1,05% и Бориса Титова — 0,76%. Поэтому неясно, кто в 2024 году готов выступить в качестве такого объекта для «слива» либеральной повестки. В принципе, на эту роль одинаково подходит и Венедиктов* и тот же Явлинский, чья партия недавно вновь начала проявлять признаки политической жизни, ну или кто-нибудь из либеральной когорты, чья скамья запасных игроков, в связи с отъездом многих из России, оказалась крайне немногочисленной. Это условные Шульман* (но вряд ли она вернется в Россию ради кампании), Муратов* (нобелевский лауреат), Собчак (make liberal great again) и т. д. (…)
Если же говорить о повестках, то на полюсах окажется борьба представителей т. н. «партии мира» и «партии войны» и от ситуации весной будет зависеть, к которой из позиций склонится основной кандидат. В этом случае за мирную повестку и нормализацию могут выступать все, от ЕР, ЛДПР и «Новых Людей» до КПРФ, по крайней мере, ее оппозиционной «левацкой» части».
Напомним, что пока что Алексей Венедиктов* занимается сугубо журналистской деятельностью. К примеру, розыском «пропавшего» главы Чечни Рамзана Кадырова. Так, в своем канале Венедиктов сообщил в понедельник 18 сентября, что у Кадырова «тяжелая почечная недостаточность» и ему «необходим частый гемодиализ». Накануне в телеграм-каналах появилась информация о том, что к Центральной клинической больнице Управделами президента в Москве съезжались машины с чеченскими номерами. «Новые Известия» сообщили, в свою очередь, что пресс-секретарь Путина Песков заявил, что у Кремля нет информации о состоянии здоровья Кадырова.
*признан иностранным агентом в РФ