Ирина Мишина
В школах к идее справедливости российских выборов решили подвести через сказки. Нет, в старших и средних классах конечно про это расскажут на Разговорах о важном, а вот с младшими школьниками решили «поиграть». В качестве эксперимента дети проведут собственное голосование в вымышленной стране. В качестве кандидатов фигурируют Карабас-Барабас, Баба Яга, Винни Пух, Золушка и Лиса Алиса. Причем, у каждого из них есть своя предвыборная программа. Все, как на настоящих выборах.
И вот тут возникает коллизия. Если персонаж отрицательный, то это не значит, что он будет плохим руководителем. У Бабы Яги, например, твердая рука, слово не расходится с делом, и есть прекрасная возможность быстро перемещаться на своей ступе в нужное время в нужное место. Чем не лидер общественного мнения? А вот с Карабасом Барабасом нехорошие аналогии возникают. Известно, что в его описании есть такое: «Жизнь — это большой кукольный театр, в котором у каждой куклы свое место, свое назначение. Я организую вам большую сцену и хорошую зарплату». Как-то невольно нелицеприятные параллели с реальностью появляются…
С Лисой Алисой, которая мошенничеством вымогала денежки у простодушного Буратино, тоже аналогий масса. Есть и другие вопросы: например, будет ли эффективным политиком добренький Винни-Пух? Выдержит ли он конкуренцию добродетельной Золушкой? И вообще, где Кащей Бессмертный, символичный персонаж русских народных сказок?.. Кстати, невольно закрадывается мысль о том, что программы реальных кандидатов — это вообще сказка, просто не отличишь.
«Поиграть в выборы не вредно, а иногда даже и полезно. Но это голосование может навести на то, что выбор юных граждан лет через 10 будет зависеть не от программ кандидатов, а от их условных качеств. То есть голосование будет проходить по принципу „хороший-плохой“, а не исходя из того, что нужно государству. Например, Золушка и Винни Пух оба хорошие, но подходы у них разные. Вот об этом едва ли будут говорить в начальной школе. А вообще все от учителя будет зависеть конечно», — считает преподаватель права школы «Интеллектуал» Всеволод Луховицкий.
Действительно, столь примитивное отношение к кандидатам на выборах по принципу «плохой — хороший» едва ли приведет к росту электоральной культуры.
«В начальной школе в рамках „Окружающего мира“ детям дают базовые понятия, связанные с обществом. Рассказывают про гимн, флаг, президента, но все это на достаточно примитивном уровне. Разумнее, на мой взгляд, было бы приобщать школьников к выборам через самоуправление. Оно декларировано во многих школах, но чаще всего оказывается фикцией и не дает возможности ребятам включиться в реальные формы общественной жизни. Если бы сделать школьное самоуправление реально работающим, это было бы куда полезнее всех разговоров. Что касается голосования за сказочных персонажей, это сформирует скорее примитивное отношение к выборам. Но в этом голосовании отражено восприятие составителей того, как у нас голосуют: не по принципу важности программ, а по принципу симпатии и антипатии» — заявила «НИ» ответственный секретарь профсоюза «Учитель» Ольга Мирясова.
Как все эти игры в голосование повлияют на будущий выбор молодых граждан?
Среди учителей есть мнение, что никак. Разве что большинство юных избирателей будет исходить из того, что все предвыборные обещания реальных кандидатов — сказка или продолжение игры.