Прецедент: ефрейтора Мадину Кабалоеву суд признал виновной в неявке на военную службу без уважительных причин в период мобилизации (ч. 5 и ч. 3.1 ст. 337 УК РФ), несмотря на ее беременность и наличие малолетнего ребенка. Ее приговорили к шести годам с отсрочкой исполнения приговора до 2032 года, когда ее старшему ребёнку исполнится 14 лет.
Обвинительный приговор вынесли несмотря на то, что ефрейтор Кабалоева, уже воспитывающая ребенка 2018 года рождения, обращалась в медицинскую роту своей войсковой части, где ей выдали рекомендацию о временном освобождении от службы по причине беременности.
Как отмечает канал «ЧТД», ефрейтор была уверена, что данные о состоянии ее здоровья медчасть передала командованию.
Однако против нее возбудили уголовное дело, а затем осудили на шесть лет заключения с отсрочкой исполнения приговора. Издание «Коммерсант» отмечает, что подсудимой по этой статье грозило от семи до 10 лет заключения.
В суде военный прокурор заявил, что подсудимая не уволилась с воинской службы в связи с беременностью, а, напротив, продолжала получать положенное довольствие и пользоваться имевшимися льготами.
Не согласившись с таким итогом, адвокат обжаловал приговор в Южном окружном военном суде. Но суд второй инстанции оставил приговор в силе, посчитав, что смягчающие обстоятельства в виде наличия у 32-летней подсудимой малолетнего ребенка учтены «в должной мере», поэтому ефрейтору назначено наказание, «близкое к минимальному».
В беседе с «НИ» в пресс-службе Южного окружного военного суда факт обжалования приговора подтвердили.
«Приговор Владикавказского гарнизонного военного суда от 30 мая 2023 г. в отношении Кабалоевой Мадины Артуровны оставить без изменения, а апелляционную жалобу защитника Рабаданова Р.И. — без удовлетворения. Апелляционное определение может быть обжаловано в Кассационный военный суд в порядке и сроки, предусмотренные гл. 47.1 УПК РФ», — заявили в суде.
В пресс-службе добавили, что в практике суда «пока не припомнят» аналогичных дел в отношении женщин-военнослужащих. Не исключено, что дело Мадины Кабалоевой стало первым в своем роде.
В суде также уточнили, что «в случае направления уголовного дела в Кассационный военный суд для рассмотрения в кассационном порядке осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в заседании суда кассационной инстанции, поручить осуществление своей защиты избранному защитнику, отказаться от защитника либо ходатайствовать перед судом кассационной инстанции о назначении ему защитника».
Суровый приговор в отношении беременной военнослужащей вызвал шквал негодования среди пользователей соцсетей.
«Нелогично как-то. У неё же уже потенциальный солдат в процессе, а один на подходе». «То демографию поднимай, то иди воюй. Что вообще происходит?». «Удивительно, что не расстреляли. Какой-то мягкий приговор в такое тяжёлое для страны время», — язвительно отметили пользователи.
Многие россияне назвали странным озвученное прокурором требование уволить с работы беременную женщину вместо того, чтобы временно перевести ее на более легкий вид трудовых обязанностей.
«В смысле уволиться? Больничные и дородовые ей не положены?!», — поинтересовались читатели.
Они указали, что Трудовой кодекс (ТК) РФ содержит положения, защищающие права будущих матерей: в подавляющем большинстве случаев закон запрещает расторгать с ними трудовой договор по инициативе работодателя.
Кроме того, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» говорится, что «При разрешении споров об увольнении с военной службы беременных женщин-военнослужащих, военнослужащих женского пола, имеющих детей в возрасте до трех лет, а также имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет, одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет, необходимо учитывать социальные гарантии, предусмотренные для них пунктом 25 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы».
Адвокат Мадины Кабалоевой Роман Рабаданов в беседе с «НИ» заявил, в свою очередь, что нормы ТК РФ к делу его доверительницы неприменимы, поскольку ее работа регулируется законом «О статусе военнослужащих». При этом защитник добавил, что из соображений этики «пока не готов комментировать» дело его подзащитной без ее разрешения.