Posted 17 сентября 2023, 10:11
Published 17 сентября 2023, 10:11
Modified 17 сентября 2023, 10:13
Updated 17 сентября 2023, 10:13
Александр Дыбин
С инициативой выступил национальный автомобильный союз, который предложил ввести ряд льгот для машин старше 30 лет. С одной стороны, такие машины уже можно считать социальный транспортом, так как владеют ими зачастую малообеспеченные люди. А с другой, в этой категории масса машин с приставкой «ретро» и уже сложно сказать, что это средство передвижения или музейная редкость.
«Мы обратились в правительство с просьбой ввести льготный режим эксплуатации автомобилей старше 30 лет, — сообщил вице-президента союза Антон Шапарин, — де-юре эти машины находятся вне правового поля, на них не распространяется тех регламент „О безопасности колесных транспортных средств“. Де-факто к ним применяются те же требования, что и к современным автомобилям. Перечень неисправностей и пресловутая статья КОАП 12.5.1, техосмотр и прочее. А найти, где старое авто не соответствует требованиям, легко. В многих странах мира с развитой автомобильной культурой такие машины имеют существенные льготы. Государства признают их ценность для общества, признают, что их содержать сложно, но нужно. Есть льготы по страховке, налогам, режиму эксплуатации».
По словам Шапарина, предложено снизить для таких машин транспортный налог, а так же предложить льготную страховку и упрощенное прохождение техосмотра.
«За это придётся расплатиться: мы предлагаем для таких машин сезонную эксплуатацию. Получил льготы — зимой не ездишь. Это позволит отделить массив убитых рыдванов, преимущественно отечественной сборки, владельцы которых не обращают внимания на климат и реагенты, от тех янг и олдтаймеров, которые берегут и хотят сохранить для потомков», — говорит Шапарин.
Реализовать это предлагается через особые номера, которые будут получать льготники. Хочешь ездить зимой — плати по полной. Хочешь льготу — ставь спецномера и катайся только летом. Эта концепция вписывается и в пенсионные режим эксплуатации авто — только летом на дачу, а зимой — в гараж.
Как рассказал «Новым известиям» коллекционер, директор музея ретроавтомобилей «Лошадиная сила» Игорь Коровин, сообщество владельцев ретро-машин, просит льготы уже лет 15. И режим только летней эксплуатации многих устраивает.
«Уже лет 15 обсуждаются особые режимы для владельцев ретроавтомобилей. Только так ничего и не приняли, — говорит эксперт, — зимой мне и не надо ездить, машины этого не любят. Тем более с тем количеством реагентов, которые высыпают на дороги. А страховка мне нужна на тот случай, если я выехать хочу на мероприятие. А это бывает всего несколько дней в году. Если будут страховки на день-два-три, то этого вполне достаточно. Налог надо вообще отменять, поскольку это не полноценное транспортное средство, а предмет коллекционирования. На них классическую стоимость не рассчитать и тогда не ясно, от какой суммы брать налог. Да и вообще есть ли смысл брать, поскольку люди сохраняют культурны ценности не для обыденного потребления и не используют раритеты как обычное транспортное средство».
Но все-таки вопрос гораздо шире, чем коллекционирование и сохранение уникальных машин. Автопарк в России — более 47 миллионов авто. 27% из них — машины старше 20 лет. Значительная часть из них — это авто старше 30, на которые предлагается дать льготу. О масштабе можно судить, например по количеству объявлений о продаже машин этой возрастной категории. На одном из популярных сайтов с объявлениями продают 12 тысяч старичков. В первую очередь — это легион ВАЗа, выпущенный до 1993 года, за которые просят 20-30 тысяч рублей. В эту же категорию попадает масса неубиваемых японцев и немцев с двигателями-миллионниками. А на другой стороне спектра — действительно ценные машины, за которые просят миллионы рублей.