Елена Петрова
Сегодня «скорая помощь» сибирского мегаполиса укомплектована специалистами лишь на 67 процентов, а работающие медики, по их словам, вынуждены в буквально смысле жить на работе, чтобы заслужить оплату в размере 1,5 — 2 ставки.
До последнего времени проблема еще оставалась в рамках анонимных жалоб, а областной Минздрав мог рапортовать о том, что средняя заработная плата врачей скорой помощи в Новосибирской области достигает почти 100 тысяч рублей. У среднего медицинского персонала она превышает 51 тысячу рублей.
Однако если убрать переработки и так называемые «ковидные» доплаты врачам и фельдшерам, то ситуация становится далека от благостных отчетов.
Один из участников пикета Сергей Крупенько рассказал «Прецеденту», что при обычном графике работы сотрудники получают в районе 30 тысяч рублей, а чтобы заработать 56 тысяч в месяц надо буквально «жить на работе».
— Это катастрофа. Эта ситуация приводит к тому, что люди не выдерживают такого режима работы и увольняются. У них просто не остается выбора, — сказал Сергей Крупенько.
На пикете собралось около 20 человек. Ранее депутат Заксобрания Новосибирской области Игорь Гришунин заявил, что депутаты готовы поддержать инициативы по улучшению условий работы службы скорой помощи. По итогам встречи было принято решение: сотрудники скорой в течение двух месяцев оценят эффективность принимаемых мер — внедрения новой системы оплаты труда и доработку программного обеспечения для диспетчеров — после чего обсудят с руководством Минздрава и профильным комитетом Заксобрания дальнейшие шаги по развитию службы скорой медицинской помощи.
Но речь должна идти не только о скорой помощи. Врачей не хватает по всей России. Поэтому возникают идеи и предложения вместо дипломированных специалистов привлекать ординаторов.
«НИ» опросили экспертов и выяснили, что ординаторы в принципе не способны компенсировать нехватку врачей, которая ещё в конце прошлого года оценивалась почти в 26,5 тыс. человек.
Проблема усугубляется и тем, что самые инициативные специалисты из регионов России как пылесосом выкачиваются в Москву, Петербург.
Разница в условиях, которые предлагают врачам в разных, даже соседних, регионах России сравнима с разницей между развитыми странами и странами третьего мира. Эту проблему озвучила гендиректор НМИЦ гематологии Елена Паровичникова.
— Зарплаты отличаются в разы. Врач-гематолог в Москве получает 140 тысяч, в Ярославле — 25. Тариф в территориальных программах на амбулаторный прием врача-гематолога отличается на порядок — от 140 до 2 тыс. рублей. Специалистов нет на амбулаторном этапе. Почему? Денег им не платят.
Хочешь нормальную зарплату — отправляйся в Москву. Лариса Попович отмечает, что других вариантов нет.
— Крупные мегаполисы типа Москвы и Петербурга как пылесосом, высасывают врачей из соседних регионов, и там образуется колоссальная нехватка. Нам необходимо выровнять заплаты по всей России для врачебного персонала. Когда говорят, что в России разный уровень жизни в разных регионах — так это и прекрасно, тогда врачи, которые живут в регионах с низким уровнем жизни, но получают высокую зарплату, будут там себя чувствовать, как «кум королю» и оттуда не уедут. Им там будет дешевле снимать квартиру, у них там будет больше возможностей, поэтому мы таким образом, выравняв зарплату врачей, стимулируем их сохранение в более бедных регионах. Но это должна быть федеральная программа.