Юлия Ликарчук
Что произошло в полете — версия пилота
Командир экипажа самолета «Уральских авиалиний» Сергей Белов рассказал, что случай отключения гидросистемы пилоты отрабатывали на тренажерах во время обучения, однако как поведет себя самолет в жизни при такой ситуации, он не знал.
Он отметил, что система отключилась, когда самолет с выпущенными шасси уже заходил на посадку в аэропорту Омска. В этом случае полагается прервать заход на посадку и уйти на второй круг. Сбой в работе системы мог привести к увеличению посадочной дистанции. «Дальше было небезопасно продолжать заход, необходимо уйти в зону ожидания, обработать компьютер, принять решение и выполнить безопасную посадку», — прокомментировал Сергей Белов.
Пилоты заново рассчитали посадочную дистанцию с учетом отказа гидросистемы. «Да, мы отрабатываем на тренажерах нештатные ситуации и с данным отказом. Но, как самолет поведет себя в жизни, я не знал. Поэтому целесообразнее было полететь в новосибирский аэропорт Толмачево», — пояснил он.
Пилот добавил, что взлетно-посадочная полоса на запасном аэродроме была шире и длиннее. В правильности решения экипаж не сомневался.
Однако уже в полете Сергей Белов заметил, что топливо расходуется значительно быстрее, чем по документам. Ситуация стала критичной. Пилотам не хватило бы топлива, чтобы долететь до Новосибирска. Возвращаться в аэропорт Омска также было поздно. Борт подал сигнал бедствия.
Тогда команда еще раз все просчитала. Решено было сажать самолет в поле. Площадку для посадки подбирали с воздуха. «С правой стороны была заболоченная местность, с левой — леса. Это было единственное поле, на котором можно было произвести посадку безопасно», — добавил командир экипажа.
Напомним, что команда успешно посадила самолет в пшеничном поле в Новосибирской области 12 сентября. На борту было 159 пассажиров, в том числе 23 ребенка. Никто из пассажиров и членов экипажа не пострадал.
«Новые Известия» сообщали, что после посадки самолета в поле эксперты по-разному оценили действия пилотов в экстренной ситуации. Одни согласились с решением экипажа, другие назвали его ошибкой.
Так, экс-пилот авиакомпании «Победа», пилот-инструктор на самолете Боинг 737 Денис Окань отметил, что в сложившейся ситуации сажать самолет в новосибирском аэропорту действительно было бы удобнее, но лететь лишние 600 километров над тайгой на самолете в аварийном состоянии — очень большой риск. Денис Окань считает, что даже при неисправности гидравлики длины полосы в Омске хватило бы для безопасной посадки.
Авиадиспетчер УВД Восточно-Сибирского филиала ФГУП Госкорпорация по ОрВД Василий Занданов считает, что в истории с успешной посадкой Airbus A320 в пшеничном поле уместнее говорить о «чуде».
«Судя по тому, что опубликовано, имеет место НАШ героизм. У самолёта отказала лишь одна гидросистема из трёх. Основная, зелёная. Самолёт мог без особых проблем выполнить посадку на резервной. Плюс, оставалась в запасе аварийная. Однако, в кабине решили, что им не хватит полосы и полетели за 600 км в Новосибирск, где полоса длиннее. Причём полетели на высоте 3,5 км и с выпущенными шасси. Режим не экономичный. Поэтому сожгли топливо, не долетев до Новосибирска, и плюхнулись в поле на остатках горючего. Это же для гораздо лучше, чем выкатиться за пределы штатной полосы. Но если выкатишься — влетит», — прокомментировал он.
Mash сообщает, что к аварийной посадке самолета в поле привел ошибочный расчет второго пилота. Он был уверен, что запасов хватит на 46 минут полета, но уже через 22 минуты баки опустели и пришлось садиться в поле, отмечает канал.
Канал привел и другую версию того, зачем самолет отправили в аэропорт Новосибирска. По сведениям издания, самолет со сломанной гидравликой заблокировал бы работу омского аэропорта, где всего одна взлетно-посадочная полоса. «Из-за опасений диспетчер посоветовал следовать в Новосибирск», — утверждает канал.
Уход на запасной аэродром ошибкой назвал также кандидат технический наук, авиаконструктор и авиаэксперт Вадим Лукашевич. Он, бесспорно, согласился, что взлетно-посадочная полоса в Новосибирске лучше, но добираться до нее нужно было на самолете с неполадкой. Над тайгой. Был ли учтен этот момент? По его словам, пилотам просто повезло, что они увидели эту опушку с воздуха. Что поле оказалось ровным, там не было проводов и на нем не стояла техника. В сложившейся ситуации экипажу стоило вырабатывать топливо над Омском.
«У тебя внизу аэропорт со всеми аварийными службами. У тебя там пожарная часть, у тебя там медики. Пока ты в воздухе болтаешься, можно полосу запенить, если ты без шасси садишься брюхом на бетон. Даже если тебе полосы не хватит, выкатишься за полосу. Там есть концевые полосы безопасности, это еще сотни метров грунта. Там не бетон, а грунт. Вместо этого кто-то умный, мне интересно, на земле или летчик, принимает решение лететь в Новосибирск. С неполадкой. Над тайгой», — прокомментировал он.