Posted 15 сентября 2023, 08:20
Published 15 сентября 2023, 08:20
Modified 15 сентября 2023, 08:22
Updated 15 сентября 2023, 08:22
Российские чиновники никак не могут прийти к единому мнению по поводу алкоголизации населения страны.
С одной стороны, по данным министра здравоохранения Михаила Мурашко, с 2019 года потребление алкоголя упало на 5%: «В 2019 г. на 1 человека в год приходилось 9,1 л этанола, в 2021 г. — 8,8 л, а в 2022 г. — уже 8,6 л. 15 лет назад этот показатель составлял 18 л».
С другой же стороны, как сообщает BRIEF со ссылкой на Росалкогольтабакконтроль, розничные продажи алкогольной продукции растут, и за восемь месяцев этого года составили уже 146 млн декалитров (дал), что на целых 4,3% больше, чем за тот же период прошлого года. Правда продажи традиционно любимой водки немного снизились — на 0,1%, до 49,4 млн дал, зато коньяка — выросли на 10,7%, до 8,6 млн дал.
И то, если рассуждать логически, с чего бы им падать, когда за это время страна последовательно переживает такие мощные стрессы: сначала пандемия, а затем СВО?
Недаром в 2022 году ученые из Сектора социологии девиантного поведения Институт социологии РАН (ФНИСЦ РАН) опубликовали результаты масштабного исследования основных изменений в употреблении алкоголя в период пандемии ковида в России. Эксперты выяснили, что позитивная тенденция последних, предшествующих пандемии десяти лет по снижению потребления алкопотребления, была прервана, а «пандемия усилила негативные тенденции алкоголизации городского населения».
В то же время, «Ведомости» сообщают, что самым активно закупающим алкоголь регионом в России по итогам первого полугодия 2023 г. стал Ненецкий автономный округ. Там розничные продажи на одного жителя там составили 6,2 л этанола. В первой пятерке также: Сахалинская область (5,54 л этанола на душу населения), Карелия (5,51 л), Коми и Мурманская область (по 5,4 л). Зато меньше всего алкоголя в расчёте на душу населения в первом полугодии приобрели в Северо-Кавказском федеральном округе: Кабардино-Балкария (0,5 л этанола); Дагестан (0,4 л); Ингушетия (0,1 л) и Чечня (0,07 л).
Средний же показатель по России в первом полугодии составил 3,1 л этанола на человека, в Москве — 2,65 л.
Так в чем же дело, почему настолько разительно отличаются данные министра Мурашко и Росстата, на который ссылаются эксперты?
Журналисты «Равенство.Медиа» предполагают, что зарегистрированные продажи, данные о которых приводят чиновники — это только часть потребления. А вот другая, гораздо более неприятная и традиционная для России часть — это теневой оборот и самодельный алкоголь. То есть, если оценка Минздрава верна, то с этим злом стали очень активно бороться, снизив его долю в потреблении алкоголя с 33% в 2019 г. до 25% сегодня.
Но и это не так! По данным Научно-исследовательского финансового института Минфина (НИФИ), которые приводит «Комсомольская правда», сегодня интернет-бутлегеры нелегально продают в интернете более 100 миллионов бутылок алкоголя в год, из которых почти половина — больше 40 миллионов — являются фальсификатом. Причем, объемы его растут из года в год, а это существенно снижает эффективность борьбы с контрафактом. По оценкам экспертов НИФИ, значительного прогресса в снижении смертности из-за употребления алкоголя не наблюдается, на отравление спиртным приходится 26% таких летальных исходов.
И действительно: в «благоприятные» 2012–2017 годы вместе с падением продаж спиртного c 9,2 до 5,9 л, упала и смертность среди мужского населения трудоспособного возраста: с 8,8 до 7,2 на 1000. То есть на каждые 10% спада потребления алкоголя смертность среди мужчин 15-59 лет снижалась на 5%.
Напомним, что в 1990-е годы алкоголизация России привела к невероятным потерям: от 1,6 до 3,1 млн человек умерли от болезней, связанных с употреблением алкоголя, причем 852 тысяч из них просто отравились спиртным.
А ведь статистика не учитывает очевидной связи употребления спиртного с сердечно-сосудистыми заболеваниями, а также смертями от внешних причин (утонувшими, переохладившимися, убитыми и др., у кого в крови часто находят алкоголь), утверждают эксперты. Они также подсчитали, что к примеру, в 2016 г с алкоголем были связаны 18% смертей всех российских мужчин, а среди тех, кому 15-49 лет, и вовсе — 34%.
Именно поэтому спиртное, а точнее условия жизни, порождающие его активное потребление, являются главной причиной избыточной смертности среди мужского населения России.
Недаром же первый зампред комитета ГД по охране здоровья Леонид Огуль, в качестве одной из мер по сокращению его потребления, предложил запретить продажу алкоголя в продовольственных магазинах. Его крайне смущает «выставка» алкоголя у входа в продуктовые магазины, так что сложно пройти мимо навязчивой рекламы, где «две бутылки по цене одной»: «Нужно вывести продажу спиртных из продовольственных магазинов. Отдельно сделать. А лучше бы, чтобы это были вообще государственные учреждения».