На совещании в штабе Тихоокеанского флота (ТОФ) РФ во Владивостоке глава Минобороны Сергей Шойгу заявил, что по итогам 2023 года флот примет 14 кораблей.
— В этом году в эксплуатацию уже принято два корабля, до конца года поступят еще 12.
В ходе рабочей поездки в Приморский край министр обороны проверил выполнение гособоронзаказа (с которым, как ранее выяснили «НИ» бывают большие проблемы) на судостроительном заводе «Звезда» в Большом Камне и на заводе «Прогресс» в Арсеньеве, где производят вертолёты.
По итогам проверки на совещании в ТОФ Сергей Шойгу заявил, что сильный флот нужен и для защиты национальных интересов, и для поддержания безопасности морских путей, и для проведения операций в разных уголках мира.
— Для их реализации министерство обороны последовательно предпринимает шаги по модернизации и повышению боеготовности российского Военно-морского флота.
Среди кораблей, которые должны быть приняты флотом до конца 2023 года числятся фрегат «Адмирал Головко», ракетная подводная лодка стратегического назначения «Император Александр III» и атомный подводный крейсер «Красноярск».
Такие темпы пополнения флота близки к рекордным: за последние 10 лет морской флот принял 50 кораблей. Получается, что в 2023 году флот примет столько кораблей, сколько раньше принимал за 3 года.
Помимо боевых кораблей флоту требуются суда снабжения, катера и прочие плавсредства, выполняющие вспомогательные функции. И их в разы больше, чем боевых кораблей. Всего же ВМФ России до конца 2023 года, по данным Минобороны, должен получить 36 новых кораблей, катеров и судов. Так, например, в июле 2023 года в состав Черноморского флота вошёл малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт». Его главное вооружение — это крылатые ракеты «Калибр», но в перспективе корабли этого типа могут получить гиперзвуковые ракеты «Циркон».
Темпы роста флота впечатляют, но 2022 год выдался ещё более ударным: судостроительные заводы передали ВМФ 46 единиц техники: по словам Юрия Борисова, который в прошлом году занимал пост вице-премьера, флот должен был получить за год 20 боевых кораблей, 5 катеров и 21 судно обеспечения.
В последние годы ключевое пополнение обеспечивают подводные лодки. В январе 2022 года на воду была спущен подводный крейсер проекта 955А «Борей» «Генералиссимус Суворов». Также была принята в состав флота подлодка специального назначения БС-329 «Белгород», предназначенная для несения беспилотника «Посейдон»
Но дело не только в рекордных темпах строительства из-за СВО. Некоторые проекты тянутся очень много лет. Так, например, «Белгород» был изначально заложен ещё в 1992 году. Сроки сдачи постоянно сдвигались, и в итоге подводная лодка была перезаложена по новому проекту в 2012 году. На воду она была спущена в 2019 году, а до госиспытаний дошла только к концу 2021 года.
«Генералиссимусу Суворову» повезло больше: заложили атомный крейсер в 2014 году, спустили на воду в январе 2022 года, а в состав флота он был принят уже к концу 2022 года. Пройти доводку и испытания в течение года — это очень сжатые сроки. Принятый в прошлой году «Циклон» был спущен на воду ещё в 2020 году.
Новые корабли хоть и сделают ВМФ сильнее, но не изменят глобальной расстановки сил. Один из способов сравнения морских держав — это сопоставление совокупного водоизмещения. Чем оно больше, тем больше вооружения можно разместить на кораблях. И Россия здесь стабильно занимает третье место в мире с показателем 808,4 тыс. тонн по состоянию на 1 января 2022 года. Потягаться с Китаем, у которого флот на 1154,1 тыс. тонн ещё возможно, а вот США далеко впереди — 3551 тыс. тонн. Но и откатиться на четвёртое место нам не грозит: водоизмещение японского флота только 459,5 тыс. тонн. Пятёрку морских держав замыкает Великобритания с флотом на 361,5 тыс. тонн.
Но такое количественное сравнение совершенно не затрагивает вопрос качества флота. В мире, например, сейчас в строю находятся 21 авианосец, причём 11 из них — в США. По два действующих авианосца есть у Великобритании, Китая, Индии и Италии, по одному — у Франции и Таиланда. Единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов» находится на модернизации уже 5 лет и вернётся в строй не раньше 2024 года…