Юлия Сунцова
GPS-трекеры сбоят в автомобилях. Пешеходные карты, основанные на спутниковой системе навигации, заставляют плутать: геопозиция скачет, как бешеная — реально проделанный путь не совпадает с тем, что рисуют карты. Дойти и доехать до намеченной цели в центре Москвы тем, кто там не ориентируется — стало очень непростой задачей.
Первым делом глухая зона «сожрала» таксистов. Зависимость от навигаторов стала тотальной — по данным автоэксперта Петра Шкуматова, навигаторами пользуются порядка 70% водителей.
— Таксисты стали массово сдавать машины обратно в наш парк — они уезжают либо в Московскую область, либо в регионы. Остались только водители, которые безупречно знают Москву. Такую ситуацию мы наблюдаем с мая. Число автомобилей в простое увеличилось, что неблагоприятно отразилось на нашей прибыли. Но, как говорят, во всем нужно искать плюсы: в данном случае положительный момент в том, что неопытных водителей стало меньше, — рассказал «НИ» владелец компании по сдаче в аренду такси «Stax» Станислав Еговцев.
По цепной реакции пострадали пассажиры такси.
— На днях мне очень срочно надо было попасть в Успенский переулок, что в центре столицы. Приехавший на вызов таксист Вагиф повел себя странно: «Покажешь как ехать — поедем, не покажешь — я сломался». Надо сказать, что проезд к Успенскому переулку непростой, и путь к нему лучше всего действительно может показать навигатор. Но Вагиф не знал даже, в какую сторону ехать. Я очень постаралась растолковать таксисту направление в общих чертах. Выслушав меня, Вагиф мрачно заявил: «Нет, я все-таки сломался». Забегая вперед, скажу, что мне повезло лишь с третьего раза. Приехавший на мой заказ москвич Вячеслав оказался сотрудником Академии наук, подрабатывающим в выходные. Развернув бумажную карту, он быстро построил маршрут и довез меня без навигатора и проблем, — поделилась своей историей пассажирка Яндекс-такси.
ГБУ «Московская служба психологической помощи населению» находится в 7 минутах от Метро «Октябрьская».
— Особенно после «пригожинского бунта» наши клиенты стали путаться в маршрутах, опаздывать. Навигаторы водят хороводы. Мы по телефону тащим людей за руку: просто все эти 7 минут, не кладя трубку, рассказываем, как идти. Вот такой-то номер на доме, здесь шлагбаум, поворот, вывески. Советуем приобрести бумажные карты, чтобы сберечь нервы, — рассказали в службе.
В Международном научно-исследовательском институте (офисы на Ленинском проспекте, Сретенском бульваре) стали терпимо относиться к опозданиям участников конференций.
— Мы стали буквально зашивать в расписание дня опоздание для участников встреч. Сами стали выезжать заранее на встречи к контрагентам. Это снижает производительность труда. Из-за «зелёных зон», отведенных на опоздания, получается меньше очных встреч, — рассказал «НИ» заведующий кафедрой корпоративного и публичного управления Международного научно-исследовательского института Александр Лебедев.
Марина К. три года назад эмигрировала в Испанию из российской глубинки. Этим летом нужно было вернуться в Москву по делам. В перерывах между женщина пыталась использовать возможности столицы для отдыха и развлечений. Десятиминутный путь от метро «Китай-город» до пристани с пароходами оказался квестом.
— Почувствовала себя героиней русской сказки. Знаете, когда Баба Яга колдует над блюдечком: «кручу-верчу — запутать хочу», и сбежавшие от нее гости в этот момент начинают теряться в лесу. Только это происходит в центре столицы. Вместо 10 минут шла минут 20, потому что прохожие в основном тоже ориентируются по GPS — только с пятого раза, наверное, мне подсказали, как до пароходов дойти. А так шла, ориентируясь по солнцу! Нервы, переживания, конечно. Едва не опоздала, прибежала к самому отчаливанию, — рассказывает «НИ» собеседница.
Пешим курьерам и автомобильной доставке тоже стало нелегко работать из-за приглушенной навигации в центре. Корпоративное приложение, завязанное на GPS, выдает работникам неверные маршруты. Находясь, скажем, на Фрунзенской, навигатор телепортирует курьера в Медведково, и всё — работа остановлена по техническим причинам. Так было в мае. Сейчас же навигатор просто не определяет положение внутри 3-го транспортного кольца, рассказывают бизнесмены.
— Наша компания работает в сфере доставки, и навигация в этом бизнесе играет решающую роль. От нее зависит своевременность исполнения заказов. Вы знаете, что получатели, например, вносят экстра-плату за срочность, когда нужно доставить товар в сию минуту. Наш сервис показывает клиентам, в какой точке находится курьер и время его прибытия. С отключением GPS все эти прелести бизнеса улетучились. По этой же ровно причине — из-за подмены координат — наши курьеры и автокурьеры часто теряют путь. Особенно сложно новым нашим работникам, которые еще плохо знают город, — рассказывает «НИ» коммерческий директор службы доставки Dalli Денис Смелов.
В качестве решения проблемы руководство советует курьерам заблаговременно прокладывать маршруты: для этого нужно покинуть центр Москвы, выйти из зоны глушения и сохранить «мёртвую» оффлайновую карту. Но некоторые наши курьеры чудным образом научились ориентироваться без GPS-систем — они определяют свое местоположение по уровню сигнала сотовой сети! — добавляет Смелов.
Для наблюдения за передвижением курьеров в Dalli используют контроль по трекингу — этот сервис пока еще работает: «Наш сортировочный центр находится за пределами 3-го кольца, поэтому проблем с экспортом стопов по маршруту из мобильного приложения в навигатор нет».