Анна Скудаева
12 сентября экипаж рейса U6-1383 «Уральских авиалиний» подал сигнал бедствия. Из-за возникшей на борту неисправности пилоты решили не садиться в Омске, где длина взлетно-посадочной полосы (ВВП) 2500 метров, а пролететь еще 600 километров до Новосибирска, где имеется ВВП 3500 метров. Но садиться пассажирскому самолету пришлось на поле — до Новосибирска лайнер не дотянул.
Правильное ли решение прнял экипаж, отказавшись от посадки в Омске?
Экс-пилот авиакомпании «Победа», пилот-инструктор на самолете Боинг 737 Денис Окань утверждает: в ситуации с аварийной посадкой лайнера на пшеничном поле пока больше вопросов, чем ответов.
По его мнению, посадка в Новосибирске выглядела удобнее, но лишние 600 километров над тайгой на аварийной машине — очень большой риск. Пилот убежден, что при озвученной неисправности гидравлики длины полосы в Омске для безопасной посадки хватило бы «с приличным запасом».
«Да, при наличии двух одинаково безопасных вариантов, тот, что с двумя и более полосами, представляется предпочтительным, но удаленный от Омска Толмачево вряд ли можно признать безопасным в тех условиях», — отмечает он.
Рядом был еще военный аэродром. На вопрос, почему диспетчер не предложил им использовать объект военных, эксперт ответил, что сегодня у гражданских пилотов в сборниках аэронавигационной информации и бортовых компьютерах карты военных аэродромов «попросту нет».
«Да, конечно, если разглядеть вояк с воздуха, можно и визуально сунуться (посадка на полосу всяко лучше посадки в поле). Да, в теории можно получить подсказку из диспетчерского зала и согласовать посадку у вояк — но экипаж лишь на полпути в Новосибирск осознал, в какую ситуацию себя загнал», — полагает пилот.
Он убежден, что пилотам «очень повезло, что это было светлое время суток»:
подобрать с воздуха ровное поле они бы вряд ли смогли: в темноте «там можно натолкнуться на что угодно, начиная от незаметных ЛЭП и заканчивая ямами и прочими буграми».
Прозвучавшие в СМИ обвинения в адрес второго пилота, не сумевшего правильно рассчитать запас топлива, Денис Окань назвал необоснованными.
«Немного рано назначать на всю страну виновных, вам так не кажется? В кабине — экипаж, команда, а не два работающих поодиночке пилота. Все подобные решения принимаются командиром. А быстренько назначить виновным экипаж (или ещё интереснее — назначить героями) — это отвернуться от проблемы и не решить ее, оставив тикать часики на бомбе», — пояснил Денис Окань.
Эксперт выразил надежду на то, что компания «Уральские авиалинии» найдет «смелость и порядочность для проведения бестрасстного, честного и объективного расследования».
Загрузка…
Загрузка…
Основатель международной сети экспертов AIM Group Андрей Патраков напоминает, что гидравлическая система в современном самолёте резервируется трехкратно, даже четырехкратно, чтобы при потере одной из систем три остальные работали.
«Даже при потере двух-трех систем четвертая будет работать и обеспечит управляемость самолётом. В случае с А320, вероятно, произошел частичный отказ систем, что позволило летчикам удачно посадить самолет», — полагает он.
Вместе с тем, Патраков считает преждевременным назначать героев и виновных.
«Нужно как минимум дождаться хотя бы предварительных заключений комиссии Межгосударственного Авиационного Комитета (МАК). Такие авиационные происшествия прежде всего нужно расследовать как неслучившуюся авиакатастрофу, что понять её первопричины. Это нужно для того, чтобы предотвратить подобные ситуации в будущем, где уже не факт, что так повезёт как повезло борту в поле под Новосибирском. И с большей вероятностью может произойти большая трагедия», — предупреждает специалист.