Posted 12 сентября 2023, 09:30
Published 12 сентября 2023, 09:30
Modified 12 сентября 2023, 09:34
Updated 12 сентября 2023, 09:34
Александр Дыбин
Airbus A320 рейса U6-1383 «Уральских авиалиний» летел из Сочи в Омск. Перед самой посадкой возникла неисправность, из-за которой было принято решение проделать еще 600 километров и сесть в Новосибирске. По дороге закончилось топливо и самолет сел на пшеничное поле возле маленького поселка Каменка в 180 километрах от Новосибирска. На борту было 167 человек, все они живы и невредимы. Чудо! Но почему это произошло?
Официальной версии пока не существует. Как сообщили в Росавиации, комиссия для расследования «серьёзного авиационного инцидента» только создана и направлена к месту происшествия.
Близкой к официальной можно считать заявление основного владельца авиакомпании «Уральские авиалинии» Сергея Скуратова, который дал экстренную пресс-конференцию. По его словам, все решения принимались командиром воздушного судна исходя из сложившейся обстановки.
«Отказала зеленая гидросистема, в целом их три, каждая отвечает за определенные элементы самолета, — сказал Скуратов, — в этой ситуации у командира мало времени, он должен уйти на второй круг и оценить опасность. Ситуация стандартная, такое было и раньше. В этой ситуации командир посчитал необходимым уйти на запасной аэродром. В Омске полоса 2500 метров, Новосибирске 3000. При отказе зеленой системы наблюдаются отклонения в работе спойлеров и закрылок, поэтому посадочная дистанция может увеличиваться. Для больше надежности командир принял обоснованное решение уйти на запасной аэродром. Но сильные ветер, низкий эшелон, выпущенные створки шасси, которые нельзя было убрать увеличили расход топлива. Командир осознал, что возможно топлива будет недостаточно и принял решения посадить самолет на площадку, подобранную с воздуха, на поле, что и успешно сделал. Внешних поломок самолета нет, он стоит на шасси».
Эту версию дублирует расшифровка переговоров пилота с диспетчером, опубликованная в телеграм-каналах.
— Был отказ гидравлической системы?
— Попозже, не отвлекайте
— Понял. И уточним у Новосибирска сейчас схему захода
— Принял
— 1383 на 120 эшелоне пойдем, нам топлива не хватит
— понял, эшелон 120, занимайте эшелон 120
— Новосибирск, погода подскажите еще раз, пожалуйста
— Пилот 1383, хорошо, запросим последнюю погоду, и вам ветер может нужен на 120 эшелоне?
…
— пилот 1383, подход
— Полосы мы не сможем освободить? У нас передняя стойка неуправляемая будет
— Пилот 1383, понял. Сообщим Новосибирску, обеспечат вам посадку
…
— Серег, что серьезно?
— Да гидравлика вытекла полностью.
— Вонючий случай.
До конца не понятно, в какой момент происходит этот диалог, а так же его достоверность.
Издание Mash заявило, что одной из основных причин посадки именно на поле, могли стать действия второго пилота. Якобы он мог ошибиться в расчетах оставшегося топлива. Он был уверен, что запасов хватит на 46 минут полета, но уже через 22 минуты баки опустели и пришлось садиться в поле.
«По нашей информации, подлетая к Омску, капитан судна доложил на землю о неисправности гидравлической системы шасси — из-за чего её пришлось выпускать вручную. Из-за слишком короткой ВПП в аэропорту было принято решение отправиться в Новосибирск. При этом поднять шасси обратно возможности уже не было. Всё это время топливо расходовалось почти вдвое быстрее, также полностью вытекла жидкость из зелёной гидросистемы (всего их три) — долететь до соседней авиагавани не вышло», — сообщает издание.
При это оставшийся запас лета второму пилоту нужно было рассчитать самому с помощью калькулятора.
Тоже издание Mash озвучило и другую версию ухода на запасной аэродром. Якобы, аэропорт Омска маленький и аварийная посадка остановила бы его работу. А в Новосибирске гавань могла бы продолжить работу несмотря на севший проблемный борт и последующие разбирательства.
«В Омске всего одна полоса, и Airbus со сломанной гидравликой заблокировал бы её минимум на сутки — развернуть его и отбуксировать возможности не было. Из-за опасений диспетчер посоветовал следовать в Новосибирск», — сообщает издание.
Никаких подтверждений обоим версиям пока не приведено.
Командир воздушного судна Airbus A320 Сергей Белов. Ему всего 32 года. 28 сентября исполнится 33. Как сообщили в «Уральских авиалиниях», он потомственный летчик: дед был военным штурманом стратегических ракетоносцев Ту-16, служил в Североморске. Отец пилотировал Як-40, Ту-134, в 28 лет был командиром экипажа Ту-154. Был награжден Орденом «Трудового Красного знамени» за мужество и высокий профессионализм, проявленные в ложной аварийной обстановке при взлете из аэропорта Одессы в 1989 году.
Второй пилот Эдуард Семёнов. Ему 56 лет. Окончил Минское авиационное техническое училище гражданской авиации. С1887- 1993 учился в Актюбинском высшем лётном училище Гражданской авиации. В авиакомпании «Уральские авиалинии» работает с 2013 года.
Как ранее сообщил «Новым известиям» авиаэксперт Павел Лукашевич, менять аэропорт посадки могло быть не лучшим решением, так как садиться на ВПП безопаснее, чем на поле. Рисков в решении остаться в Омске было меньше.