Posted 11 сентября 2023, 06:56
Published 11 сентября 2023, 06:56
Modified 7 марта, 11:22
Updated 7 марта, 11:22
Ирина Лебухова
Из-за резкого подорожания услуг такси региональные власти просят федералов отложить до 2025 года ряд требований нового закона «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в РФ». Соответствующее письмо в адрес первого вице-премьера Андрея Белоусова отправил вице-спикер Госдумы Борис Чернышов, пишут «Известия».
По словам парламентария, на сегодняшний день в стране повсеместно отмечается стремительный скачек стоимости проезда в такси. Вызвано это рядом факторов — подорожание автомобилей, топлива, необходимость индексации зарплаты водителям, затраты на страхование.
Согласно данным Росстата, цена на поездки в таки поднялась до десятилетнего максимума — до 32,5 рубля в расчете на 1 км.
В то время как вступивший с 1 сентября в силу закон существенно перекроил таксомоторный рынок. И ряд категорий водителей просто не могут заниматься своей деятельностью, поскольку им не под силу выполнить новые требования.
Этот закон, в том числе, наделил региональные власти правом определять требования к оформлению автомобилей такси, их цветовой гамме и экологическому классу. Требования разнятся от региона к региону. Так, в Татарстане машины такси могут быть только бело-желтые, а в Костроме — белые и черные:
«Чтобы соблюсти требования, водители вынуждены идти на дополнительные траты, либо прекращать работу, либо уходить на черный рынок пассажирских перевозок. При этом цвет такси никак не влияет ни на качество предоставляемых услуг, ни на безопасность поездки».
Выполнять требования по аттестации таксистов на знание населенных пунктов тоже непросто.
Парламентарий назвал первоочередной задачей государства защиту граждан от роста цен на такси. Он попросил поддержать инициативу об отсрочке вступления в силу части требований закона до 2025 года:
«Эти нормы закона в настоящее время являются сложновыполнимыми, при этом они напрямую влияют на повышение стоимости поездок и, как следствие, на снижение качества жизни людей».
Непосильными по выплатам для таксистов в регионах стали и новые тарифы по ОСАГО, на что указывает экспертный клуб ЦСР.
На сегодняшний день в таксомоторной отрасли из-за проблем с ОСАГО для таксистов имеется вероятность 30%-го выбытия водителей и сокращения доходов отрасли на 380 млрд рублей. Нынешняя огромная цена на страховку и недоступность покупки полисов — главные причины отсутствия ОСАГО для такси.
Руководитель ЦСР по регуляторной политики Екатерина Папченкова указала, что для повышения доступности полиса и повышения безопасности поездок необходимо выработать новые платформенные решения в сфере обязательного гражданского автострахования водителей такси, предоставляющих услуги через цифровые платформы. Может развиваться гибридное (динамическое) страхование, предполагающее наличие у водителя такси, который оказывает услуги такси через цифровые платформы, одновременно личного и коммерческого страхового полиса. Кстати, такими инструментами давн уже пользуются США, Канада, Индия, Малайзия, ЮАР.
Это позволило бы чередовать полис ОСАГО для такси, за который придется заплатить 100 тыс рублей, и обычный полис ОСАГО для автомобилей в зависимости от цели использования автомобиля. Но тут нужны соответствующие регуляторные изменения.
Отметим, что сейчас 92% водителей (согласно опросу ЦРС) при оказании услуг такси использует агрегаторы (в число крупнейших входят Яндекс, Ситимобиль, Maxim). 43% водителей отмечают, что оказание услуг такси не является для них единственным источником дохода. Это сказывается на целях использования автомобиля: 71% водителей параллельно используют автомобиль и для работы в такси, и в личных целях. Для них экономически нецелесообразно приобретать годовой полис ОСАГО для такси по повышенным тарифам. Эксперты приводят плачевные перспективы: если проблема доступности ОСАГО для такси не будет решена, это может привести к совокупному падению доходов таксистов на 195,9 млрд рублей.
«Новые Известия» сообщали, что еще в мае нынешнего года Общероссийское объединение пассажиров било тревогу, обращаясь с просьбой к властям до 1 сентября 2024-го перенести вступление в силу части поправок в закон, регулирующий работу такси.
И что работу из-за новых правил рискуют потерять почти два миллиона водителей такси. Председатель объединения, член Общественной палаты Илья Зотов объяснял, что на тот момент лишь Москва запустила необходимый для исполнения закона реестр КИС «АРТ». Сделать это к 1 сентября 2023 года для регионов — непросто.
С начала осени водителям такси позволили работать по 12 часов в день. Но вопрос ценообразования до сих пор остается неурегулированным.