Posted 11 сентября 2023, 12:31
Published 11 сентября 2023, 12:31
Modified 7 марта, 11:22
Updated 7 марта, 11:22
По данным экипажа, во время полета нетрезвый пассажир салона эконом-класса, недовольный нахождением в узком кресле и перспективой девятичасового перелета, на высоте 10000 метров решил открыть дверь самолета, чтобы «выйти пораньше». Сначала бортпроводники пытались уговорить дебошира не трогать дверь, однако на просьбы успокоиться он не реагировал.
«В целях нейтрализации угрозы безопасности полёта в отношении данного пассажира бортпроводники применили средства сдерживания. После посадки в пункте назначения деструктивный пассажир был передан сотрудникам правоохранительных органов», — заявили изданию «Подъем» в компании «Аэрофлот».
Как отмечает телеграм-канал Shot, для нейтрализации угрозы пассажира привязали к креслу. В таком положении он находился до момента посадки в аэропорту «Шереметьево», где его уже ждали полицейские.
Напомним, закон, разрешающий экипажам воздушных судов применять специальные средства сдерживания к авиадебоширам Госдума приняла сравнительно недавно — в конце 2021 года.
Согласно поправкам, внесенным в Воздушный кодекс РФ, если пассажир своими действиями создает непосредственную угрозу безопасности полета или угрозу жизни и здоровью других лиц, командир воздушного судна может отдать распоряжение членам экипажа или сотрудникам службы авиабезопасности применить такие сдерживающие средства.
Поводом для корректировки законодательства по борьбе с не умеющими себя вести путешественниками стали участившиеся в последние годы случаи нападения и физического воздействия на бортпроводников и пассажиров. Из-за этого встал вопрос о расширении полномочий членов воздушных судов, которые позволят своевременно и эффективно реагировать на инциденты.
По данным Минтранса, в качестве «средств сдерживания», применяемых к авиадебоширам, предлагается оснащать воздушные суда пластиковыми наручниками, а также нейлоновыми ремнями.
«Данная мера позволит исключить дальнейшие противоправные действия со стороны нарушителя. При этом доступ посторонних лиц к таким средствам сдерживания должен быть исключен», — пояснили в ведомстве.
В Минтрансе уточнили, что если на пассажира пришлось надеть наручники или нейлоновый ремень, члены экипажа воздушного судна обязаны держать нарушителя под постоянным наблюдением. В инструкции, разработанной ведомством, отдельно указано, что экипажу запрещается размещать нарушителей на креслах, расположенных у прохода или выхода.
Первые партии спецсредств начали поступать в распоряжение бортпроводников российских авиалайнеров в 2022 году. При составлении инструкций для персонала «Аэрофлот» запретил применять наручники и ремни в отношении беременных женщин, малолетних лиц и инвалидов, в S7 Airlines такого запрета в инструкции первоначально не было.
Как прокомментировал ситуацию в беседе с «НИ» пилот с 14-летним стажем Дмитрий Шамрай, принятие закона, разрешающего применение спецстреств на борту самолетов, стало ответом на «вызовы времени».
«К счастью, на моей памяти не было случаев, чтобы к пассажирам приходилось применять спецсредства. Но в последние годы количество инцидентов с дебошами на борту значительно увеличилось. В советские годы пассажиры были более дисциплинированными, все решалось проще, да и милиция была пожестче», — пояснил летчик.
Он отметил, что после того как в 1970 году произошел первый в СССР захват и угон пассажирского самолета Ан-2 в Турцию, в ходе которого бортпроводница Надежда Курченко была убита двумя выстрелами в упор, а три члена экипажа получили тяжелые ранения, вопросы летной безопасности были пересмотрены.
«После гибели Курченко летному составу стали выдавать пистолеты. Однако все понимали, что стрельба в воздухе очень опасна — она может повлечь разгерметизацию. Газ в салоне распылить тоже нельзя. Логический выход — только электрошокеры и наручники. Сейчас, как правило, в состав экипажа включается крепкий молодой человек, который отвечает за вопросы безопасности на борту. В отличие от бортпроводниц, он не разносит напитки. У него совсем другие функции», — рассказал Дмитрий Шамрай.
Необходимо отметить, что помимо средств сдерживания мерой воздействия на авиадебоширов стали так называемые «черные списки». Попавшим в них гражданам в течение года запрещается продавать билеты на самолеты. Закон, дающий авиакомпаниям право вносить дебоширов в черные списки и в течение года не продавать им билеты, вступил в силу 4 июня 2018 года.
Исключение возможно в случаях, когда пассажир из «черного списка» летит на лечение, похороны близкого родственника, сопровождает пассажира-инвалида или возвращается в Россию из места, откуда можно добраться только на самолёте. До принятия закона масштабы инцидентов в воздухе были грандиозными: на момент принятия документа только у одного «Аэрофлота» уже имелся перечень из 3500 нарушителей, среди которых оказалось немало знаменитостей.