Как известно в России завершился Единый день голосования, во время которого избирались главы 21 региона и депутаты местных заксобраний. Как и слеловало ожидать «Единая Россия» победила в большинстве регионов, в том числе во всех новых, принадлежавших ранее Украине. Все действующие губернаторы сохранили посты.
Российские аналитики сходятся в том, что ЕДГ-2023 стал генеральной репетицией президентских выборов, подготовка к которым максимально активно начнется уже в декабре. Учитывая те реалии, которые сегодня существуют в России, президентская кампания должна пройти, с одной стороны, при высокой явке и не менее высоком уровне поддержки власти. С другой стороны, это требует и предельно высокого уровня организации. Сумеет ли власть добиться всего этого через полгода в условиях продолжающейся СВО — сказать невозможно.
К тому же и на этих выборах были отмечены те же неприятные моменты, что и в большинстве предыдущих: попытки массовых вбросов бюллетеней, приписки, низкая явка, появление в бюллетенях двойников и спойлеров. К примеру, в Семилукском районе Воронежской области в списках для голосования значилось сразу шестеро кандидатов по фамилии Вахтин. Причем, один из них избирался от партии «Родина», остальные были самовыдвиженцами. В итоге, ни один из Вахтиных не набрал достаточно голосов.
Правда, партия «Родина» прошла по спискам в совет депутатов Семилукского района, набрав 18,37% голосов, так что «ее» Вахтин еще может стать депутатом. И такие случаи не единичны.
Забавна и гордость своей «победой» коммунистов из КПРФ. Секретарь ЦК этой партии Сергей Обухов в своем канале провозгласил, что по итогам выборов КПРФ уверенно удерживает позиции второй политической силы:
«Итак, прошли уже вторые общенациональные региональные выборы в условиях СВО, где по определению главный бенефициар — партия президента „Единая Россия“. Средний % партий на выборах губернаторов (только с учетом регионов, где партии выставили кандидатов в губернаторы): ЕР — 78,5; КПРФ — 9,4; ЛДПР — 5,8; СРЗП — 3,8; НЛ — 4,5.
В любом случае, на губернаторских выборах средний результат КПРФ выше ЛДПР почти в два раза, на выборах в региональные парламенты — в 1,4 раза.
При этом КПРФ завоевала первое место по партспискам, опередив «Единую Россию» в Хакасии. И выиграла губернаторские выборы в Орловской области и Хакасии. Никто из парламентских партий (кроме партии власти) даже близко не претендовал на победные результаты (в отличие от КПРФ).
Повод для такой победной реляции все-таки не совсем понятен, если учесть чудовищное отставание всех без исключения «парламентских» партий от «Единой России».
Несмотря на то, что все 21 руководитель субъектов федерации ожидаемо победили на выборах глав, с точки зрения реальных рейтингов поддержки значимы итоговые показатели явки и режим минимизации скандалов, который удалось обеспечить далеко не всем, считают аналитики канала «Незыгарь».
В абсолютных значениях наименьший результат показал В. Коновалов (Хакасия, более 63%), однако это объяснимо высокой конкуренцией на выборах главы этого региона, чего в других субъектах федерации, фактически, не было. Наивысший результат в абсолютных значениях у С. Цивилева (Кемеровская область, более 85%).
Близкие к кузбасским цифры показали губернатор Самарской области Д. Азаров (ок. 84%), а также А. Воробьев (Московская область, более 83%), что вызывает гораздо больше вопросов. Тем более, что, например, в Самарской области зафиксированы скандалы со вскрытием сейфов с бюллетенями.
Несмотря на формально уверенную победу с результатом более 76% ни А. Травников (Новосибирская область), ни, тем более, В. Томенко (Алтайский край) не могут признать успешной свою кампанию и итоги выборов. Явка в этих регионах характеризуется низкими значениями на уровне 26-31%, что показывает неготовность голосовать за этих кандидатов большинства избирателей и сильные протестные настроения, которые, фактически, были рассеяны за счет недопуска альтернативных кандидатов. Сейчас очевидно, что непрохождение муниципального фильтра на выборах в Алтайском крае М. Прусаковой выглядит как вынужденная мера. У С. Воскресенского (Ивановская область, более 82% при явке около 33%) ситуация чуть лучше, однако против него играют электоральные скандалы. Показатели М. Котюкова в Красноярском крае (более 70% при явке ок. 33,5%) можно назвать прагматичными с учетом специфики региона и обширного социального недовольства. Аналогичное можно сказать и про выборы губернатора в Псковской, Смоленской, Амурской областях и целого ряда других. К ним же относится и Приморский край, подготовка к выборам в котором сопровождалась значительном увеличением муниципального фильтра и режимом перестраховки для действующего губернатора О. Кожемяко (за него проголосовало более 72,5% при явке более 43%).
При этом общий анализ параметров явки показывает, что почти все (за исключением Кузбасса (явка ок. 79%) предпочли прагматичную стратегию и ограничились явкой в диапазоне 32-50%, в зависимости от своих административных возможностей и реальных рейтингов.
Многие, в том числе и власти в Московской области показали достаточно высокую явку, а лояльные им эксперты будут ссылаться на фактор ДЭГ, который, как считается, усилил электоральную активность. Однако фокус-группы показывают, что отношение к ДЭГ весьма специфическое, хотя его легитимность, действительно, постепенно усиливается. В этом контексте очевидно, что руководство этих регионов демонстрирует сигнал к наращиванию рейтингов власти в перспективе выборов главы государства в 2024 г.
Больше всего скандалов зафиксировано в Якутии, где итоги выборов начали подводить еще до завершения процедуры голосования, а также в Самарской, Ивановской, Псковской и Смоленской областях.
Любопытно, что подавляющее преимущество «партии власти» в этих выборах еще не гарантирует ей легкой жизни в грядущих, поскольку ситуация в стране остается весьма непредсказуемой. По этому поводу аналитик канала «Мастер пера» в своей колонке специальное для «Кремлевского безБашенника» считает, что для гарантии успеха следовало бы совместить именно сейчас региональные и президентские выборы:
«Судя по масштабам достижений в мирном развитии, которые в эти дни неустанно демонстрируются по телеканалам и подробно описываются в СМИ, нынешние сентябрьские выборы имеют для системы огромное значение. Удельный политический вес этих выборов куда больше, чем таких же прошлогодних, хотя сейчас, как и год назад, переизбираются губернаторы и депутаты в некоторых регионах.
В России существует давняя традиция под очередные выборы включать горячую воду, ремонтировать дороги и открывать новые больницы. Но на сей раз власть превзошла саму себя. Мало того, что с участием самого президента вводятся в эксплуатацию новые современные шоссе, дешевеет картошка и открывается движение поездов по МЦД-4, так еще и обещано продлить наземное метро из Москвы до Тулы и Калуги. Государство всеми силами показывает, что, несмотря на санкции и СВО, страна осуществляет грандиозные проекты, успешно обустраивается, уверенно движется вперед, что подчеркивает историческую верность выбранного курса.
Казалось бы, избиратель и без всех этих демонстраций, напоминаний и разъяснений проголосует как требуется и не усомнится в правильности принятых решений и выборе маршрута. Конечно, глядя на такое бурное развитие, прикусят губу западные оппоненты, однако российскими новостройками и новыми ветками метрополитена их не переубедишь и не переспоришь. Как они глядят свысока на наши выборы и предвыборные достижения, так и нам их оценки — не указ.
Тем не менее, стране и миру нынче с удвоенной энергией вещается про высокие результаты и фантастические перспективы, которые невозможно не поддержать абсолютному большинству населения. И такой шквал выплескиваемого позитива с расчетом убедить своих и чужих в том, что дела идут в гору, по плану и даже сверх плана, походит на начало большого отчета и на подведение итогов. Впереди еще грандиозная выставка достижений российского хозяйства на ВДНХ, в которую плавно перетечет трехдневка ЕДГ- 2023, а там и главные мартовские выборы, которые, конечно, являются гвоздем начавшегося политического сезона, и к которым привязаны все остальные осуществляемые ныне сценарии.
Но размах начавшейся политической осени таков, что страна уже сейчас разогрета к главным выборам и вполне могла бы досрочно через них пройти, минуя промежуточные региональные стадии либо совместив одно с другим. Ждать еще полгода в состоянии повышенной готовности, и при этом не устать и не усомниться, возможно лишь в том случае, если поток хороших новостей будет только нарастать, а неприятностей и непредвиденных событий не случится. Однако гарантий безоблачного неба сегодня не может дать никто, а потому по всей логике бабьим летом этого сентября власть должна бы воспользоваться по полной программе, не откладывая в долгий ящик то, что намечено осуществить, а потом и инаугурировать еще на шестилетку. Но, возможно, тонкий расчет в сложившейся ситуации как раз на то, что именно эта осень, а не будущая весна преподносятся России и миру как зенит успешности системы, а как и с кем будет дальше — еще неизвестно».
Политолог Илья Гращенков считает, что ЕДГ-2023 обнажил сразу целый ряд новых вызовов в преддверии президентской кампании:
«Что показали эти выборы?
Во-первых, уровень организации оказался высоким далеко не везде, многие детские проблемы выборов по-прежнему остаются актуальными. В числе таковых — фальсификации на местах, многочисленные попытки вбросов бюллетеней. Увы, на прошедших выборах таких историй было немало. Пожалуй, только апатия и отсутствие значимых акторов не позволяет таким кейсам стать медийными и публичными. Раньше такие истории получали куда больший общественный резонанс.
Второй момент связан с организацией по всей России явки: где-то удалось добиться ее максимально высоких значений. Но при этом результаты тоже получились северокорейские: многие губернаторы набрали более 85%.
Теперь им, конечно, при таких цифрах придется за власть выдавать не менее ошеломительные результаты — под все 100%. Это в свою очередь толкает к практике нарушений. Да и в целом подобный сценарий автоматически делает систему хрустальной, не устойчивой к ударам. Если в стране что-то пойдет не так, это рискует привести к тем или иным осложнениям.
Третий момент — дистанционное электронное голосование (ДЭГ), которое должно было стать жемчужиной всех выборов. Мы увидели, что страна постепенно переходит на ДЭГ, при этом публично декларируется, что доверие к этой процедуре стремительно растет. Однако на этих выборах мы обнаружили, что с доверием по-прежнему не все в порядке.
На мой взгляд, относительно честное голосование было допущено только в регионах. Москва и Подмосковье в очередной раз демонстрируют очень высокие проценты по ДЭГ, при этом налицо существенная разница между бумажным голосованием и электронным. То есть по бумажному голосованию побеждают одни кандидаты, однако ДЭГ «рихтует» результаты в пользу других персоналий. За прошедшие годы ДЭГ так и не стал прозрачной и безупречной процедурой. Ни политические игроки, ни избиратели не доверяют этой системе в полной мере.
Отдельный момент — многодневное голосование. Пандемия коронавируса завершилась, а такой тип голосования сохранился. И к нему тоже немало вопросов. Удастся ли найти ответы в ближайшее время — вот задачка со звездочкой для действующих политических администраторов».