Posted 11 сентября 2023, 12:24
Published 11 сентября 2023, 12:24
Modified 11 сентября 2023, 12:26
Updated 11 сентября 2023, 12:26
Юлия Ликарчук
Официальная статистика говорит, что цены на кофе в России с начала 2022 года выросли на 36%. К августу 2023-го цена килограмма молотого кофе и кофе в зернах почти достигла 1,5 тысячи рублей. Растворимый кофе за последний год стал дешевле на 4,5% (до 3,1 тысячи рублей за кг). А вот стоимость кофе в кофейнях выросла на 6,83%.
Россияне же говорят о более стремительном росте цен на кофе. Упаковки отдельных западных брендов, ушедших с российского рынка, выросли в цене в 2-2,5 раза. Кофе в кофейнях за это время подорожало в 1,5 раза. Если в начале 2022-го купить чашку кофе можно было в среднем за 116 рублей, то на конец июня 2023-го это удовольствие уже обходилось в 175 рублей.
Аналитики компании «НЭО Центр» отмечают, что рост цен на кофе в кофейнях был ожидаемым.
«Долгое время кофейни, работая на грани рентабельности, все же внедрили в массы культуру питья кофе на ходу и теперь спокойно пожинают плоды своих вложений за счет резкого подорожания ставшего привычно-ритуальным продукта», — рассказала Forbes партнер «НЭО Центра» Альбина Корягина.
Она отметила, что стоимость кофе в кофейнях в кризисном 2022-м выросла сразу на 10,4%. В этом году кофе стал дороже еще на 8,4%.
Рост цен сказывается на частоте покупок. Так, по данным аналитического ресурса «Чек Индекс», в феврале этого года россияне покупали кофе в магазинах на 18% реже, чем в феврале 2022-го. Средний чек, при этом, был на треть выше, чем в прошлом году — 449 рублей. Стремительнее всего выросли цены на кофе в зернах. Средний чек по этому продукты вырос сразу на 45%. Менее всего подорожало кофе в капсулах — средний чек по этому продукты увеличился на 26%.
Для одних кофе — это утренний ритуал, без которого сложно проснуться, для других — способ скоротать время на работе. Проснуться утром без чашки кофе не может 43% россиян, показал опрос, проведенный исследовательским центром «Зарплата.ру». Причем свыше трети респондентов ежедневно пьют по 3-4 чашки.
Кофе, чтобы взбодриться, нужен 69% участникам опроса. Еще 66% заявляют, что просто любят этот напиток. 43% респондентов говорят, что кофе поднимает им настроение. Каждый пятый пьет кофе, чтобы повысить давление, или за компанию с друзьями. Чтобы отвлечься на работе, этот напиток заваривают 13% опрошенных россиян.
Более половины россиян (57% опрошенных) тратят на кофе в месяц до тысячи рублей. Еще у 38% на кофе уходит от одной до трех тысяч.
Кофе для России — импортный продукт. А так как это еще и биржевой товар, его стоимость растет ежегодно в зависимости от динамики цен на мировых рынках. Так, например, коммерческий нежареный кофе на мировых биржах торговался за $3,2 за килограмм в 2019 году, в 2020-м — уже за $4,2, в 2021-м — за $4,5, в 2022-м — за $5,5, а в апреле 2023 года — за $6,2 за килограмм, рассказала Forbes гендиректор Petrova Five Consulting Марина Петрова.
Ослабление курса рубля неизбежно сказывается на стоимости кофе, так как покупают этот продукт за валюту. И если российская валюта просела по отношению к доллару с начала года на 27%, то минимум на столько же следует ожидать и рост цен на кофе.
Еще один фактор, влияющий на рост цен, — это логистика. По данным руководителя компании «Милфудс», купившей бизнес финской Paulig в России, Викаса Сои, затраты на транспортировку кофе в Россию в прошлом году увеличились в пять раз — с двух тысяч долларов до десяти тысяч за один контейнер. Кроме того, трехкратно возросло время ожидания доставки — с одного до трех месяцев. Увеличение сроков доставки связано с тем, что раньше поставки кофе в Россию шли через Европу, но теперь из-за санкций этот путь оказался закрыт. Сейчас импортеры доставляют кофе в Россию обходными путями, что сказывается и на стоимости доставки, и на ее сроках.
Третья причина роста цен на кофе — непогода и низкий урожай. Например, с этой проблемой в прошлом году столкнулся Вьетнам. Эта страна является крупнейшим в мире производителем кофе сорта Робуста, а также основным поставщиком этого продукта в Россию. На его долю приходится 40,4% от общего объема поставок. В прошлом сезоне эта страна не смогла купить достаточного количества удобрений из-за роста их стоимости. Отсюда — низкий урожай кофе. Как следствие, цены на этот сорт пошли вверх.
В Бразилии, которая занимает вторую строчку по объемам поставок кофе в РФ, в прошлом сезоне столкнулись с сильнейшей засухой. А в Индонезии, напротив, были сильные дожди, что сказалось на урожае. В результате биржевые цены на кофе за последние полгода выросли в среднем на 25%. Причем на пике рост цен был на уровне 50-60%.
Возросшие цены заставляют поставщиков искать варианты: использовать более дешевые сорта и менее ароматный кофе. Один из таких вариантов — увеличение доли Робусты в составе. Этот вид кофе менее насыщенный по вкусу, чем Арабика, но он дешевле и доступнее для потребителей. Увеличение доли Робусты в составе до 70-80% в тех брендах, где ранее он занимал лишь 20-30%, неизбежно сказался на вкусе привычного напитка.
Но даже этой уловки не достаточно для того, чтобы сдержать цены на кофе в России. Ранее производители этого напитка сообщили о повышении отпускных цен для торговых сетей с сентября этого года сразу на 15%. Объясняется это, прежде всего, волатильностью курса рубля, которая привела к резкому росту расходов на импорт сырья.
Пока качество поставляемого в страну кофе падает, а цены на него растут, кофейни пытаются привлечь внимание покупателей нестандартной рекламой и новинками, доходящими до абсурда.
Так, например, к 20-летию кофейни в Ижевске выпустили рекламный буклет, задевший чувства верующих. На рекламе кофе выливалось из чайника прямо на купол колокольни собора. В церкви увидели в данной рекламе отсылки к советскому периоду, когда советские власти разрушали святыни. Рекламу признали ненадлежащей.
Другой курьезный случай произошел в пермской кофейне. Там варить кофе решили не на миндальном или кокосовом, а на грудном молоке. Стоит чашка такого напитка 650 рублей. Автор идеи — основатель сети кофеен, отмечает, что в день все его точки реализуют около 50 стаканчиков такого напитка. В Сети же прозвали эту идею «очередным гастрономическим извращением».